Проблема безработицы является одной из самых актуальных тем в нашем регионе, однако, как ни странно, наравне с ней стоит и дефицит кадров. Особенно он стал заметен в последние годы в педагогическом направлении – тысячи студентов заканчивают вузы с дипломами преподавателей, и лишь единицы посвящают себя работе в школе.
Ани БАЙМУХАНБЕТ
На самом деле данная закономерность наблюдается в стране уже давно, причем во многих сферах. Фраза «страна юристов и программистов, отсюда и безработица» стала притчей во языцах в любых обсуждениях, однако здесь еще можно понять причину: количество выпускников юридического факультета в разы превышает количество предлагаемых им вакантных мест. То есть работы попросту не хватает. В чем же причина проблемы с педагогами? Ведь государство ежегодно проводит и улучшает программу развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек», рассчитанную на 2017-2021 годы. Как заявлено в плане программы, основной ее целью является снижение уровня безработицы. Для того, чтобы составить кое-какие заключения, приведем небольшой пример: на прошлой неделе на площадке школы-гимназии № 30 прошла городская педагогическая ярмарка вакансий. На мероприятии было предоставлено 278 вакантных мест от 78 работодателей (251 вакансия по педагогическим специальностям, 27 мест по техническому персоналу). Кандидатов на должности собралось не меньше двухсот человек: в основном здесь присутствовала молодежь, только вышедшая из стен университета. Тут-то и раскрываются все недочеты: в основном на ярмарке (а это уже является показателем ситуации в целом) присутствовали казахоязычные преподаватели. С 70-процентным показателем у них преобладали направления в преподавании в начальных классах и в казахском языке и литературе. Найти грамотного казахоязычного специалиста в области химии, физики и прочих предметов составило некоторое затруднение. Кроме того, некоторые двуязычные школы набирают вместо двоих преподавателей в русское и казахское отделение одного, который должен вести урок на обоих языках, своего рода педагога-универсала. Правильно ли это с точки зрения образования – непонятно, да и двуязычное обучение педагогов в вузах у нас в стране тоже не имеется. То есть потенциальный кандидат, согласно запросу, уже не соответствует стандартам.
Другая, более масштабная проблема заключается в том, что если на казахозычные вакансии приходит много людей, то русскоязычные школы терпят большой урон. Как рассказал директор 32-й школы с двуязычным обучением Канат Иманов, на имеющиеся 6 вакансий в русское отделение он за время ярмарки получил совсем мало откликов. В основном, как сказал К. Иманов, обращаются казахоязычные преподаватели. Своим опытом в ярмарке поделилась и заместитель директора школы-гимназии № 41 по учебно-воспитательной работе Гульназ Умиркулова. Напомним, что данная школа считается одной из самых лучших в городе.
– Всего на ярмарку мы подали восемь вакантных мест: два – на математику, два – на русский язык и литературу, два – на историю, одно – на биологию и одно – на географию. То есть, как мы видим, нехватка кадров идет именно в профильных и основных предметах. Что мы имеем в итоге? Не пришло ни одного математика, географа или историка. На учителя биологии оставили лишь одно резюме, а учебный год уже на носу, придется привлекать преподавателей из других школ, чтобы замещали нам часы, – поделилась Г. Умиркулова.
Также завуч 41-й гимназии рассказала о том, что очень сильный дефицит преподавателей математики и информатики. Несмотря на договоренность с вузами о предоставлении выпускникам информации о том, где имеются вакантные места, ситуация остается неизменной. Практически все русскоязычные директоры и завучи школ, присутствовавшие на ярмарке, отметили, что найти специалистов очень тяжело.
Итак, в чем же причина того, что при огромной наполняемости педагогических факультетов и достаточно большого количества выпускников, школы сталкиваются с нехваткой учителей? Причем ситуация уже достигла пика: меньше чем через две недели начнется новый учебный год, в итоге дефицит преподавателей скажется в первую очередь на качестве среднего образования, которое является своего рода фундаментом. А причина вот в чем. Если обратиться к сайту enbek.kz – электронной бирже труда, куда выкладывается основная часть вакансий в государственные учреждения, то, к примеру, учитель начальных классов с русским языком обучения и стажем не менее двух лет, может рассчитывать лишь на заработную плату в 65000 тенге, причем сумма представлена до вычета налогов и пенсионных отчислений. В сухом остатке мы получаем около 52 тысяч тенге. Для казахских классов и того скуднее: в предложении вакансии требуется пятилетний стаж, при этом оплата педагога оценивается в 50 тысяч тенге. Учитель русского языка и литературы в казахской школе должен прийти как минимум с трехлетним стажем, чтобы рассчитывать на оплату в 50 тысяч тенге. В этой же школе учитель физики, математики, иностранного языка, информатики и прочих предметов должен иметь минимум три года опыта, труд его оценивается в те же самые пресловутые 50 тысяч тенге. А следом за вакансиями преподавателей мы видим предложение о том, что требуется технический персонал. Не имея цель кого-то задеть, а просто констатируя факт, заметим, что человек без абсолютно какого-либо образования и опыта работы может устроиться уборщиком помещений и получать за это 49 729 тенге (округлим эту цифру до 50 тысяч). Получается, что учитель с трехлетним стажем и дипломом оценивается в нашей стране так же, как и уборщик без особых требований и навыков. Это ли мотивация для молодежи? При поиске на сайте слова «учитель» самой первой из предложенных вакансий появилось предложение о работе учителю-логопеду в частном детском саду, требуемый опыт составляет один год, а предлагаемая заработная плата – 75 тысяч тенге. Весьма солидная разница. А учитель начальных классов с казахским языком обучения в частном учреждении за пятилетний стаж будет получать 100 тысяч тенге. Не баснословные деньги, но все же лучше. Плюс большой спрос появился на репетиторов и преподавателей, работающих в частных центрах образования либо на удаленной основе посредством интернета. Один час обучения у хорошего специалиста составляет около 1500 – 2000 тенге. В день такой репетитор может принять от пяти до десяти учеников, в месяц это составит кругленькую сумму. При этом не нужно выходить куда-либо из дома, подчиняться кому-то и соответствовать каким-то требованиям. Здесь главное – качественно преподавать, тогда и спрос будет большим.
Если опросить выпускников-педагогов, то помимо низкой заработной платы, их пугает огромная нагрузка, которую подразумевает работа в школе. Да и престиж работы учителя уже незаметно снижается. Преподавание детям – это лишь сотая часть обязанностей, выполняемых обыкновенным учителем в школе. Каждый год постоянно вводятся обновления, порой противоречащие друг другу, несмотря на цифровизацию, остается много бумажной волокиты, родительских комитетов, преподавательских собраний, проверок. Да и дети сейчас стали разбалованными: с появлением смартфонов и интернета мы видим огромное количество провокационных видео, в которых, доведенный грубостью и нахальством детей, учитель повышает голос. Хотя, сейчас даже и эта мера не особо нужна – достаточно поставить ребенку заслуженную тройку, как взволнованные родители бьют по всем колоколам с требованием немедленно уволить неугодного учителя. Кроме того, на каждое мероприятие и в дождь, и в снег, и в зной в качестве массовки в добровольном (читай – принудительном) порядке отправляют все тех же учителей. О каком престиже может идти речь? Как бы мы ни отрицали, но эти факторы тоже стали большой проблемой. Другое дело – пойти в частное учреждение, показать себя как первоклассного специалиста, и работа будет в радость: никакой переработки, волокиты, жалоб, лишней работы. Только уважение и достойная оплата.
По итогу мы имеем то, что имеем. Качество образования из года в год падает, чтобы увидеть это, не обязательно быть знатоком или экспертом. В учителя идут либо те, кто получил диплом не знаниями, а другими преимуществами, какими – не трудно догадаться. Либо те, кому больше некуда деваться, и они согласны хоть на какую заработную плату. В любом случае это сильно сказывается на результатах работы таких специалистов. И проблема вытекает намного глобальнее и масштабнее, чем нам кажется. Нужно подойти к этому вопросу со всей ответственностью и не разбираться с мелочами, а изменить всю систему в целом.