Они могут исчезнуть!

Жамбылские дети создают свое «Живое пособие».

Яна ЗАДОРОЖНАЯ, фото Елены ЕФИМОВОЙ

Сотни видеообращений жамбылских школьников вместе с уникальными работами появились в социальных сетях. Только на страничке @jabagly_manas_club уже более 18 тысяч просмотров.

Зеленое движение юных экологов, биологов и краеведов возникло спонтанно во время конкурса «Знаю!», в котором приняли участие около двух с половиной тысячи учеников Тараза и Жамбылской области.

Когда дети прочитали «Живое пособие» (автор Елена Ефимова, руководитель проекта, консультант – Рауф Сабитов и группа единомышленников), в котором по крупицам собирается информация о редких и исчезающих видах животных и растений региона, юные блогеры решили действовать.

В своих обращениях в соцсетях ученики призывают земляков не рвать зацветающие сейчас тюльпаны Грейга, не убивать краснокнижных снежных барсов, архаров и индийских дикобразов. Школьное сообщество говорит о необходимости принятия мер для прекращения варварского сбора краснокнижных среднеазиатских черепах на продажу, которые в природе могут прожить достаточно долго, а в террариуме гибнут. Зеленые человечки просят не отстреливать исчезающих гусей-пискулек, не разорять гнезда стервятников, могильников, степных орлов, кречёток. Они поднимают проблему катастрофического сокращения числа яблонь Сиверса, родоначальницы многих культурных сортов яблонь. Очень трудно встретить в дикой природе сейчас и другую нашу землячку — прекрасную в своем розовом цветении и сочно бордовом плодоношении яблоню Недзвецкого. Даже нежный, как невеста, в эту пору цветения абрикос обыкновенный в наших горах стал большой редкостью. Все эти дикие плодовые деревья — бесценный генофонд для культурных сортов яблок и абрикоса. Плодовые дички закалены в суровых горных условиях и отличаются особым жизнелюбием, устойчивостью к болезням. Уникальная популяция беркаринского тополя в Каратауском хребте требует изучения и учета, так же как и кудрявые тянь-шаньские березы с розоватыми стволами, редко произрастающие в горных ущельях Жамбылской и Туркестанской областей, а также на территории Кыргызстана.

Областной и районный творческие конкурсы «Знаю!» проводились областным управлением образования совместно с общественным объединением «Горный клуб «Жабаглы-Манас» по проекту «Совершенствование компонента экологического образования по определению видов животных и растений, приоритетных для инвестиций Фонда сотрудничества для сохранения экосистем, находящихся в критическом состоянии (CEPF), в школах Жуалынского района Жамбылской области», коротко – «Знаю!». Проект стартовал 1 сентября 2020 года. Грант предоставлен Горному клубу Всемирным фондом природы WWF (предыдущее название: Всемирный фонд дикой природы), г. Москва, Россия. Партнерами проекта также являются Ассоциация развития гражданского общества (АРГО), г. Алматы, Казахстан, информационно-аналитический портал «Эк-спорт» и газета «Jambyl-Taraz» (информационная поддержка).

В Жуалах проводился отдельный районный конкурс. На областном уровне лучшей работой в категории «5-6 классы» была названа картина «Степной орел» Ясмины Сматилаевой, ученицы школы № 13 города Тараза (наставница Елена Зибирова). Единственное, у гордой птицы, изображенной на картине, недостает еле заметного светлого «кружева» по кончикам перьев крыльев и хвоста, а также небольшого белого пятнышка в нижней части хвоста, которые при пролете птицы сразу и не разглядишь – пернатые к себе близко не подпускают. В целом изображение степного орла впечатляет. Проработаны другие детали птицы – светлое кружево посередине крыльев, клюв серовато-черноватый; ярко-желтого цвета ноги и восковица (участок утолщенной кожи у основания надклювья), желтая линия по краям рта – это признаки небесного хищника. Степной орел – один из символов Казахстана. И эта широта образа чувствуется в картине.

Первое место в номинации «7-8 классы» занял ученик лицея из села Кулан района Т. Рыскулова Богдан Криницын (наставница Лилия Закраилова). Многие, кто видел фотографии его работы, искренне были убеждены, что эта серия уникальных снимков настоящей птицы в дикой природе. Однако кречетку (так еще называют маленькую птаху) Богдан сделал своими руками. Педагоги говорят, что конкурс изменил парня, зажег в нем интерес к сохранению природы. Окрыленный признанием, Богдан теперь вместе с бабушкой наблюдает за цветением тюльпанов Колпаковского.

Великолепная работа также у Алины Новгородовой (наставница Галия Юнусова, Центр развития детского творчества «Өркен» Меркенского района, второе место в категории «5-6 классы»). На ее гобелене изображен снежный барс. Работа, без сомнения, имеет художественную ценность. Кроме того, Алина, как и многие другие школьники, выложила свой видеоролик в защиту ирбисов. И это была одна из самых душевных работ. К слову, в настоящее время прилагаются усилия для восстановления популяции ирбиса на территории Каратауского заповедника. В Каратауском хребте последние снежные барсы были убиты в прошлом веке. Сейчас ирбисов ученые наблюдают в Аксу-Жабаглинском заповеднике и на территории Киргизского хребта в Меркенском районе.

С особой теплотой прошло награждение мастерицы из школы А.Бокейханова (район Т. Рыскулова, село Кулан) Дарьи Бакулиной (наставница И.С.Хаиржанова). Девушка связала целую поляну с цветами и среднеазиатской черепахой! В школе нам показали еще целый ряд уникальных работ, которые связала и смастерила ученица. Дарья создает целые композиции: светильник, украшенный зодиакальными знаками, целый праздник Наурыз в ауле… Д. Бакулина — безусловно талантливая, трудолюбивая и яркая личность. У нее второе место в категории «7-8 классы» с минимальным отрывом в один балл от результата ее единомышленника Богдана Криницына.

Снимаем шляпки и шляпы перед работами воспитанниц Асель Кикабаевой (школа села Акарал Меркенского района). Картина на срезе ствола дерева Сымбат Ашимхан «Гусь-пискулька» была удостоена третьего места в категории «5-6 классы». Девочка очень точно отразила особенности этой птицы, внимательно прочитав пособие. Гусь-пискулька немного меньше белолобого гуся, одно из отличий – желтое кожистое кольцо вокруг глаза. Эта очень доверчивая птица оказалась на грани исчезновения. Отсюда наше особое внимание к ней. Другая ученица Анар Асима также впечатлила своей работой, которая могла бы стать символом конкурса «Знаю!» (на снимке: кречетка под ладонью). Хочется поблагодарить девочку за усилия по сохранению биоразнообразия родного края.

В объемной технике выполнена картина ученика лицея №40 города Тараза Алексея Безносова (наставница Анна Меркушина). Картина, где на фоне горного ландшафта изображены тянь-шаньские архары и орел, называется «Они могут исчезнуть!». Популяция архаров действительно очень уязвима. Достаточно сказать, что около 30 процентов новорожденных ягнят гибнет от клыков диких зверей и собак. А еще архаров косят болезни. Редкие животные не должны попадать еще и в прицел охотничьих ружей – таков посыл от Алексея Безносова.

Выбрать лучшие работы среди порядка двух тысяч областных заявок было очень непросто. И разделение работ на места – очень условное. Победителям были вручены главные призы – сотовые телефоны. Команда проекта «Знаю!» выражает огромную признательность всем ученикам, их наставникам и родителям, сделавшим свой вклад в защиту дикой природы родного края!

Comments (0)
Add Comment