В Казахстане получили развитие все основные формы и разновидности розничной торговли. Ассортимент предлагаемых товаров постоянно расширяется, повышается качество оказываемых сервисных услуг.
Организация торговли свежей продукцией на предприятиях розничной торговли имеет для Казахстана важное значение, так как частные лица и мелкие производители имеют возможность продавать свою продукцию по приемлемым ценам. Это решает и проблему социальной ориентированности торговли.
Социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) – это товары первой необходимости для сохранения активной̆ и здоровой жизни. Допустимый размер предельной торговой надбавки должен составлять не более 15% от отпускной цены производителя или закупочной
К социально значимым продовольственным товарам относятся:
сахар белый – сахар-песок | масло подсолнечное |
мука пшеничная первого сорта | мясо кур (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью) |
хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой) | говядина (лопаточно-грудная часть с костями) |
рожки (весовые) | молоко 2,5% жирности в мягкой упаковке |
крупа гречневая (ядрица, весовая) | кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке |
рис шлифованный (круглозерный, весовой) | масло сливочное (несоленое, не менее 72,5 % жирности, без наполнителей и растительных жиров) |
картофель | |
морковь | яйцо куриное (I категория) |
лук репчатый | соль поваренная пищевая |
капуста белокочанная | творог: 5 – 9 % жирности |
цены оптового поставщика.
На сегодня перечень СЗПТ состоит из 19 наименований продуктов.
Еще в 2010 году Правительство Казахстана одобрило список социальных товаров, повышение цен на которые будет сдерживаться государством. В связи с этим было создано государственное учреждение «Департамент торговли Жамбылской области Комитета торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан».
Жамбылский департамент торговли совместно с управлением предпринимательства и инвестиций проводит разъяснительную работу среди предпринимателей. Им, в частности, разъясняется, что допустимый размер предельной торговой надбавки должен составлять не более 15 процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика.
Согласно статьи 204-4 КоАП РК, превышение субъектом внутренней торговли размера торговой надбавки на социально значимые продукты питания влечет предупреждение, кроме того, за повторное превышение в течение года на субъектов малого предпринимательства налагается штраф в размере 10-ти месячных расчетных показателей. Для субъектов среднего предпринимательства размер штрафа составляет 75 месячных расчетных показателей, а для субъектов крупного предпринимательства – 300 месячных расчетных показателей.
Асем МАРАЛБАЙ, главный специалист департамента торговли по Жамбылской области