Нести свет знаний

Семья преподавателей университета растит молодую смену.

Юрий ЕФИМОВ, фото автора

Говорят, что если у человека есть к чему-то талант, то рано или поздно он себя реализует. Это подтверждает история декана факультета нефти, газа и механики Жамбылского государственного университета имени М. Х. Дулати Кенжегали Шилибека. Кандидат технических наук, доцент, автор нескольких научных работ, он пользуется среди коллег и у студентов заслуженным авторитетом и как специалист высокого класса, так и за свои человеческие качества. Между тем история его преподавательской работы весьма интересна, и вполне характерна для нашей бурной эпохи.

Я родился в простой семье, в селе Аккуль Джамбулского района в 1973 году, — рассказывает К. Шилибек. – Отец мой работал ветеринаром, мама была домохозяйкой, а всего в нашей семье было десять детей – пять сестер и столько же братьев.

Я оказался самым младшим, так что вырос в окружении стольких любящих родственников. В отличие от большинства городских сверстников мы много работали летом: и огород держали, и скот разводили, так что всякой работы всегда хватало. Потом, уже будучи горожанином, я всегда мечтал иметь собственный дом. Пусть это и хлопотно, но лучше, когда дети и внуки растут «на земле»… Окончив среднюю школу, поступил в Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт, знаменитый ДГМСИ, на инженерно-механический факультет. Мечта была такая – стать инженером. Отучился с душой, получил диплом, и, вернувшись в родное село, стал преподавать в СПТУ№22.

Но тут грянули знаменитые экономические реформы 90-х, экономика развалилась, как и система профессионального образования. Прежние училища закрылись, да еще райцентр из Аккуля перевели в Каратау, так что недавно процветающее большое село за пару лет почти превратилось в готовые декорации для фильмов про Постапокалипсис.

Чтобы прокормить семью, а в 1995 году Кенжегали женился на Сандугаш Усеновой, за которой ухаживал еще студентом (они жили в Аккуле на соседних улицах – судьба!), пришлось преподавателю несколько лет проработать электромехаником в Райсвязи. Первый сын в молодой семье родился в год 150-летия великого акына, так что мальчика назвали Жамбылом. В 1998 году семья перебралась в Тараз, здесь родился сын Адлет, и тоже пришлось перепробовать всякий труд – например, электромехаником в областной больнице.

Тем не менее, вскоре после переезда Кенжегали поступил в педагогический институт, окончательно выбрав педагога. Нашлась и работа в научном отделе ТарГУ, где требовался двуязычный специалист (благо, и русским, и родным языками молодой дипломант владел прекрасно), а далее процесс пошел. В патентно-информационном отделе сначала была работа специалистом, затем – специалистом старшим и высшей категории, начальником отдела. В ходе работы продолжал заниматься наукой, заочно закончил аспирантуру Казахского научно-исследовательского института водного хозяйства. Его супруга не отставала от мужа, сейчас она старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ТарГУ.

Для меня был и остается примером мой старший брат (ныне, к сожалению, покойный) Сембек Шилибеков, профессор ТарГУ, — говорит декан университета. – Он имел много наград, научных знаний, но считал, что главное для ученого – не только знания собрать, но и передать своим студентам. Этот жизненный принцип я тоже избрал для себя главным. Тем более, что Казахстан в годы независимости активнейшим образом развивает нефтегазовую отрасль, для чего требуется большое количество специалистов разного профиля.

А беседуя с Сандугаш Усеновой, я не удержался от вопроса – чем, по мнению опытного преподавателя, отличаются нынешние студенты от тех, что приходили в вузы лет 20 назад? Ответ последовал не сразу – он был обдуман.

Не считаю, что нынешние студенты каким-то коренным образом отличаются от своих мам и пап в их возрасте, — отвечает преподаватель. – Я, конечно, говорю о своих студентах, которых хорошо знаю… Так вот если мы, например, получали информацию, в основном из книг, то нынешнее поколение предпочитает Интернет, вообще активно пользуется современными коммуникациями, всеми техническими достижениями.

По-моему, ничего страшного в этом нет, что касается стремления к знаниям, желания получить востребованную профессию, то разница между поколениями не так велика, как кажется. И следующее поколение, учитывая нынешний стремительный прогресс, тоже будет отличаться от родителей. Это естественно и неизбежно. Проблема не в поколении, а в том, как достижения науки и техники быстро внедрять, например, в экономику – вот это задача из важнейших!

Старший сын Шилибека и Сандугаш – Жамбыл – в настоящее время завершает последний курс магистратуры в ТарГУ, средний – Адлет — учится на 4 курсе юрфака, а младший Мукагали еще только ходит в третий класс. У пары преподавателей имеется и два внука – Махметгали и Рамазан (лучший подарок бабушке и дедушке от Жамбыла и снохи Таншолпан), так что и в семейном плане тут все в порядке. Сыновья собираются продолжить династию преподавателей, для чего , как они сами считают, необходимо иметь уровень знаний намного выше среднего. Но учеба, учеба и учеба в этой семье давно в приоритете, так что думается, что династия эта окажется успешной и долгой.

Comments (0)
Add Comment