Необычное в обычном

Жамбылская область, несмотря на ее нахождение в пустынной природной зоне, невероятно богата природным разнообразием. Одно из замечательных мест нашего родного края – ущелье Бериккара, относящееся к Бериккаринскому заказнику.

Свою известность он приобрел благодаря тюльпанам, которых насчитывается здесь пять видов, а два из них являются краснокнижными. Это тюльпан Грейга и тюльпан Кауфмана. Мировым сообществом признано, что территория Бериккаринского заказника является родиной тюльпанов, которые попали сначала в Турцию, а далее в Нидерланды, где и приобрели всемирную известность.

Но еще хочется отметить такую достопримечательность ущелья, как бериккаринский тополь. Он является эндемиком, т.е. данный вид тополя не встречается больше нигде в мире. Об этом дереве очень много говорят, но практически нигде нет фотографий и материала о данном виде тополя. Поэтому целью этого лета был поход к бериккаринскому тополю.

Загрузив рюкзаки всем необходимым, мы с сыном отправились в поход. Сначала путь пролегает по хорошо утоптанной тропе, ведущей от детского лагеря, расположенного в низовье ущелья до родника, до которого идти пришлось около часа. Там и сделали первый пятиминутный привал. Когда-то, еще 6 лет назад, на этом роднике были свои «хранители» — наросты на деревьях необычной формы в виде голов сказочных существ. Но, к сожалению, наши люди не умеют ценить то, что есть: «хранителей» просто сломали.

После родника тропа сужается, а потом и вовсе теряется, и пройти вдоль речки не представляется возможным. Шесть лет назад был сильнейший ураган, из-за чего тропу, проложенную до тополей, завалило буреломом, да так, что пробраться через него невозможно. Поэтому идти с сыном нам пришлось по верху, т.е. подниматься в горы и искать там когда-то существующие тропинки. В некоторых местах нам это удавалось сделать, но по большей части пути идти приходилось по скальным или песчано-каменистым осыпям или через скальные участки. Хребет Каратау является одним из самых старых хребтов Тянь-Шаня в нашей области, поэтому там очень много осыпных склонов, или по туристскому наречию – «сыпух», а некоторые камни на скалах в прямом смысле рассыпаются в руках. Нужно быть очень осторожным, прежде чем зацепиться за камень, чтобы подняться.

Три с половиной часа пути от лагеря — и мы остановились на поляне у речки, чтобы переночевать и завтра отправиться к тополям уже без тяжелых рюкзаков. По пути нам встретилась семья из четырех норок, которые прыгали вдоль речки, а ночью несколько кусков хлеба стащил барсук, в чем был уличен, но прощен. Утром заморосил дождик. Нас это не остановило и, взяв с собой перекус и воду (это обязательно!), мы отправились далее. Пройдя 20 минут, увидели, как речка уходила влево, делая очень большой поворот, огибая холм на своем пути. Идти влево, вдоль реки – означало терять много времени, поэтому мы пошли напрямую, через седловину холма и вышли снова к реке по верху. Осложняли путь тернистые густые заросли горного шиповника, где колючими являются не только стебли, но и сами ягоды, причем расположены колючки очень часто на стеблях. Пройдя еще около получаса, мы вышли к плато, на которое нам предстояло подняться. Река в этом месте на достаточном расстоянии уходит под землю, теряется. Сейчас очень пригодилась взятая с собой вода. Используя наши навыки скалолазания, мы поднялись на плато, где перед нами открылся прекрасный вид горного ущелья. Как на ладони было видно почти все Бериккаринское ущелье. А также стала видна наша цель – бериккаринские тополя, которые «подмигивали» нам бликами от поверхности листьев. Несмотря на то, что они предстали перед нашим взором – дойти до них еще не просто. Нет прямой дороги, ведущей от плато к эндемикам. Нужно было пройти еще около часа, обогнув гору, подняться по ней по «сыпухе» и через колючие заросли шиповника. Далее вышли на очень крутой склон и, траверсом набирая высоту, порой скатываясь по песчано-каменистому склону, дошли до тополей! Путь от нашего бивуака, где мы остановились на ночь, до тополей занял у нас полтора часа.

Удивительное место! Влаголюбивые тополя растут на склоне около 100 метров вверх от речки, на котором нет родников. Именно в этом месте склона также произрастает и ежевика, которая тоже очень любит воду. И еще один интересный момент, который мы заметили – было очень много свежих ягод, когда в низовье ущелья вдоль реки они практически все уже высохли. Конечно, мы не отказали себе в удовольствии полакомиться свежими полезными ягодами ежевики. На склоне всего насчитывается около 11 взрослых тополей, а никак не 50, о которых нам сообщает «Википедия», причем для них характерна раскидистая крона, а не как мы привыкли видеть у нас в городе растущие вверх тополя. Есть также небольшая молодая поросль, что, конечно, очень радует. Интересно то, что листья на молодых побегах (даже у взрослых деревьев) имеют пальчато-лопастную форму, а на старых ветвях привычную для нашего глаза – округлую. Также листья на молодых побегах на обратной стороне имеют бархатистый мягкий серебристый налет (он, видимо, и отдает бликами на дальние расстояния), которого нет на листьях у взрослых веток. Печальным фактом стало то, что те, кто все же добирается до тополя, оставляет следы своего пребывания там: портят редчайший вид надписями на стволах тополя.

Хочется верить, что данный вид тополя восстановится и не исчезнет с лица земли. Давайте заботиться, беречь нашу необыкновенную природу!