Новости о молодежной группировке ЧВК «Редан» до сих пор активно распространяются по всему интернету. Оказывается, это не обошло стороной и наш город. В родительских чатах таразских школ многие классные руководители призвали «получше следить за детьми». Так что же это такое?
В марте костанайские правоохранители вдруг забеспокоились, что «пауки» соберутся в торговых центрах города, но никаких противоправных действий в Костанае, да и во всем Казахстане не произошло. Однако в российском Омске в ходе рейда задержали одного из администраторов течения. Как сообщают российские СМИ, им оказался казахстанец, приехавший на учебу.
Кем на самом деле являются участники ЧВК «Редан»
Как сообщает источник «Город-55», полиция нашла место сбора «редановцев» благодаря анонсу, который неформалы опубликовали в социальных сетях. Так, правоохранители явились на предполагаемое место сбора за час до прихода самих анимешников. В тот день многих посетителей ТРЦ обыскали. Кого-то тактично попросили покинуть здание, кого-то – остаться. К шести часам вечера задержанных было более 50 человек. Мероприятие длилось вплоть до самого закрытия омского ТРЦ «Мега». В итоге в ходе обыска у подозреваемых изъяли перцовые баллончики, ножи, пневматический пистолет и молоток.
Столь пристальное внимание правоохранители стали уделять неформалам после новостей о массовых беспорядках в общественных местах некоторых российских городов, в том числе в Москве, остерегаясь, что подобное повторится снова и в других местах. Кроме того, в памяти людей, заставших перестройку и 2000-е, еще свежи воспоминания о преступных группировках, представители которых выделялись на фоне простых граждан одеждой, макияжем и нестандартными прическами. Другой вопрос: несет ли новое молодежное течение деструктивные настроения или правоохранители постсоветских стран раздули ситуацию? Попробуем разобраться.
Из мухи слона
Прежде чем взглянуть в лицо казахстанской ситуации, обратимся к истокам.
Зародилось неформальное движение в России. Изначально поклонники аниме, увлеченные косплеями (пародиями) на любимых персонажей, заимствовали у них некоторые элементы в одежде. Герои японской манги Hunter x Hunter о преступной группировке «Геней Редан» также полюбились подросткам, а потому некоторые поклонники надели одежду с символом группировки – пауком, а также клетчатые штаны. Помимо этого, Редан – это клантэг из аниме «Хантер × Хантер» (аниме-мультсериал, который выходит с марта 1998 года), отсюда и название – «Редан». ЧВК – приписка.
– Мы знаем, что она значит (имеется в виду расшифровка «частная военная компания». Понятие ЧВК используют для обозначения вооруженных формирований, которые участвуют в разных конфликтах), но она у нас из-за одежды бренда «хикикамори кай» (из камуфляжной ткани), – рассказала участница группы Ирина (имя изменено по ее просьбе).
Возможно, все эти увлечения так и оставались бы невидимыми для людей, не интересующихся японской культурой, но однажды ситуация вышла из-под контроля.
Если вкратце, то те, кого называют гопниками, увидели в торговом центре анимешников в странной одежде и «пошли пояснять им за шмот и бить морду». На удивление парни с длинными челками оказались сильнее и побили гопников.
Это было настолько сенсационно, что в интернете анимешников прозвали ЧВК «Редан» (вот и отсылка к старому аниме «Хантер × Хантер»). После этого другие гопники обиделись, пошли искать эту ЧВК и стали нападать на случайных анимешников.
Те снова дали обидчикам отпор. После этого российская полиция начала пресекать драки и задерживать людей, но вместо того, чтобы заняться поведением гопников, почему-то решила, что причину распрей нужно искать в тех, кто наиболее выделяется – в анимешниках.
«Загремели» за принт
Пресса начала писать, что «задержаны лидеры агрессивной группировки ЧВК «Редан».
Чтобы не провоцировать гопников на нападение на анимешников, российские депутаты не нашли ничего лучше, как объявить о необходимости запрета японских комиксов. Назвали субкультуру «Редан» деструктивной и посвященной наркотикам и суициду.
Депутат Госдумы РФ от КПРФ Нина Останина попросила МВД запретить контент, где упоминается «Редан». Российские депутаты разглядели в деятельности «реданов» иностранный след. Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев потребовал выяснить, не стоят ли за несовершеннолетними поклонниками аниме «представители недружественных стран», стремящиеся «дестабилизировать ситуацию через нашу молодежь».
Высказался по ситуации и депутат Госдумы от Петербурга Виталий Милонов, который уверяет, что история с «реданами» – это «отработка определенных технологий», через которые можно «спонтанно выйти на улицы с достаточно непонятными целями». Правда, ни один из депутатов, высказавший свое мнение по поводу «реданов», не объяснил, почему он придерживается такого мнения.
Как отмечают многие психологи и социологи, «реданы»» – это сообщество фанатов, а не субкультура. В нем нет идеологии, есть какой-то образ, вокруг которого выстраивается общение. Идеология – это набор правил, который можно сформулировать. «Реданы» – это просто группа людей, которым нравится персонаж аниме – воины с символикой паука. Молодые люди купили в интернете официальный мерч этого известного сериала. Об идеологии речи не идет. Надо еще учитывать, что с самого начала обсуждения этой темы в интернете в комментариях высказывались все, кому не лень, и эти высказывания сейчас «по умолчанию» приписывают участникам ЧВК «Редан» – они, оказывается, и националисты, и бандиты, и противники традиционных ценностей. Сама по себе эта группа очень похожа на обычное фансообщество. То есть это молодые люди, которым нравится аниме Hunter × Hunter, но не более того.
Получается, в реальности никакой субкультуры нет и не было. Но после всех этих публикаций и заявлений толпы школьников ради шутки начали называть себя членами этой ЧВК. Подросткам это показалось забавным.
Таким образом, медиа и депутаты придумали «ужасную» группировку и описали ее, а дети по этому описанию ради шутки начали действовать. Проблема в том, что поклонники аниме госдеятелям показались опаснее, чем «нормальная здоровая субкультура «гопников».
Естественно, после того как новости о массовых беспорядках разошлись по странам СНГ, казахстанские правоохранители тоже стали присматриваться к молодежи, а так как менталитет нашей полиции чем-то схож с другими правоохранителями на постсоветском пространстве, и действовать стали так же.
На днях в сети появились сообщения о том, что алматинские полицейские тоже совершали рейды по ТРЦ (в том числе и ТРЦ «Мега») и без разбора хватали детей, никак не причастных ни то что к группировкам, но даже к увлечению этим аниме.
Война с чужими?
Как считают эксперты, в случае с ЧВК «Редан» мы имеем дело с рукотворной инфодемией. Инфодемия означает массовое распространение избыточного объема информации о событии. Но в отличие от обычной инфодемии, как в случае с ковидной эпидемией, когда массово распространялись конспирологические теории, история с «Редан» создана и запущена госорганами и официальными СМИ. То же самое случилось когда-то с «Синим китом», что в итоге не только создало прецедент, но и в разы увеличило скорость его распространения. Изначально же фанаты анимешного мультфильма с пауком, напротив, призывали не устраивать массовых драк, никогда не вели пропаганду суицидов, агрессии и расового неравенства, но провокаторы перевернули все с ног на голову.
Как считают общественники, молодежные субкультуры возникают как ответ на разочарование в существующей системе и предполагаемого в ней места. Подростки, которые не вписываются или не разделяют мейнстримные идеалы, этику и эстетику, находят близких по духу людей и вместе формируют собственные. В таких объединениях они получают то, в чем им отказывает более широкая культура: принятие, свободу и возможность реализовать свои ценности, какими бы они ни были. Но часто это просто желание быть «своим».
Парадоксальным образом радикальными и вообще политическими субкультуры часто становятся в результате преследования со стороны властей. Люди, которые находят себя внутри какой-то субкультуры, будут чувствовать любое нападение на нее как нападение на собственную идентичность и соответствующим образом защищаться.
Так, например, панки, которых активно преследовали в 70-х годах в Великобритании, со временем все больше уходили в подполье и сближались с криминальными элементами. Их изначальные нигилизм и недовольство властью превратились в радикальный анархизм. Музыка и стиль панк стали синонимами протеста. Это продолжалось, пока панковская культура не стала частью мейнстрима во многом благодаря снятию с нее запретов.
ЧВК «Редан» сейчас привлекла к себе много внимания в немалой степени как раз из-за реакции полиции. Вероятно, это движение приобретет немало последователей, которые увидят во вступлении в группу возможность выразить свой протест против власти и общества. Тем более, что вместо панковский косухи теперь нужна всего лишь футболка с анимешным принтом.
Все ли драки – противостояние группировок?
Естественно, не каждая драка происходит из-за интересов гопников и анимешников. Дети дерутся – сначала в песочнице, потом в садах, дальше – за школами. Нам это не нравится, мы это не одобряем, но так было (и, наверное, будет) всегда. Вот только если с малышами все понятно (они зачастую просто не умеют выразить свои претензии иначе), то почему дерутся подростки – люди, которые уже явно способны на диалог?
Мы спросили у старшеклассников наших школ. (Имена, возраст и школа не будут указаны в материале по соображениям безопасности самих подростков. – Прим. ред)
«Сейчас мы вас двоих сложим»
– Стрелки забивают по самым разным поводам. И далеко не всегда противники действительно на них дерутся. У меня есть две истории на эту тему, и они закончились по-разному.
Четыре месяца назад я узнал, что какие-то мальчики сильно обидели одну знакомую девочку, унизили ее. Мои приятели не могли этого стерпеть и позвали меня, чтобы мы вместе выяснили отношения с той компанией.
В тот вечер я приехал в нужное место, мы все встретились. Вокруг не было людей. Один из моих знакомых пошел разговаривать с тремя обидчиками. Вроде бы им удалось договориться, и они разошлись. Но другой знакомый предложил догнать тех ребят.
Мы остановили тех троих. Они стали оправдываться, говорили, мол, никого не обижали. Слово за слово – и они перешли на личности и начали нас оскорблять.
Я стоял рядом со своим знакомым. Один из противников находился по правую руку от меня. Именно он, по нашей информации, первым стал оскорблять девочку, из-за которой мы и забивали «стрелку». Он немного дернулся и замахнулся. Я увидел это боковым зрением.
А у меня сразу рефлекс – я и прописал ему в черешню (в голову. — Прим. ред)
Он упал, его друзья пошли на нас. Один из них достал перцовый баллончик и распылил газ в нашу сторону. Мы увернулись, мне только немного капель попало на руку.
Тот, кого я ударил, оставался лежать на земле, а его друзья начали отходить. Его оставили. Мы чувствовали максимальный подъем адреналина – и побежали за ними. Они завернули за угол, и тут мы увидели, что на нас вместе с ними идут сотрудники «Национальной гвардии РК». Но нам удалось убежать.
Стрелки могут забивать и по менее, кажется, серьезным поводам. Как-то летом мы решили поехать на вечеринку в клуб, куда пускают несовершеннолетних. Там тусовались ребята – человек шесть, 17–18-летние. Большинство людей слушали популярные среди молодежи песни, а те парни стали вести себя некрасиво. Они начали танцевать определенные национальные танцы, а потом подошли к диджею и стали ему угрожать. Обещали избить, если он не включит ту музыку, которая им нравится.
Я был там со знакомым, и ему поведение тех парней не понравилось. Он подошел к ним, начал объяснять, что так вести себя неприемлемо. Но они включили бычку и позвали нас на улицу разбираться.
Мы с другом вышли. Они стали угрожать нам: «Сейчас мы вас двоих сложим». Обзывали нас. Вдруг мой знакомый берет и прописывает одному из них в лицо. Остальные вроде на нас налетели, но охрана их оттащила. Тогда они достали перцовые баллончики и распылили – мне залили лицо.
После этого мы договорились с ними о стрелке, чтобы выяснить отношения. При встрече мы спросили их, почему они, будучи явно старше, не постеснялись залить нас перцовкой? Они только отмахнулись, и мы разошлись. Драки не было, и на этом все закончилось.
Еще год-полтора назад в скверах, торговых центрах устраивали много драк из-за одежды
Одни требовали от других, чтобы те «пояснили за шмот» – доказали, что имеют право носить ту или иную вещь и что она не поддельная.
Сейчас все немного по-другому. Да и в целом стрелки забивают реже. Недавно мы с друзьями решили устроить вечеринку. Расклеили афиши, чтобы там появились и незнакомые люди. И к нам пришел нефор – парень с крашеными волосами, который был похож на девочку. Я считаю, что если человек хочет так ходить, пусть ходит. А вот другие люди стали над ним издеваться, дергать за волосы. Но никаких драк после этого не было, парень не предлагал ничего подобного.
А вообще к стрелкам я отношусь плохо. Конечно, когда проблему не получается решить словами, все может закончиться дракой. У подростков, мне кажется, есть тяга к этому. Но намного лучше, когда вопрос можно решить цивилизованно, не прибегая к физической силе.
«Цель – заставить извиниться за что-то»
Одна из самых частых причин для стрелок – это когда обижают девушку. Обычно она сама просит о помощи, за нее заступается ее парень или знакомые, друзья. Девочки иногда тоже ходят на стрелки, но гораздо реже.
Перед встречей всегда есть легкий страх, но при этом человек борется со своими эмоциями. Если стрелки не избежать, остается надежда, что все участники будут соблюдать эти негласные правила. Эти законы интуитивно понятны всем.
Правило № 1. Даже тогда, когда люди дерутся и стремятся победить, нужно вести себя честно. Если вы изначально договариваетесь на стрелку в формате «один на один», а в итоге приходит целая орава, понятно, что эта толпа изобьет человека. Обычно тот, кому досталось, потом зовет всех своих друзей и родственников, они находят нечестного противника и мстят. Так что честность важна для каждого.
Правило № 2. Нельзя бить лежачего или добивать человека, если у него уже есть травма. Нехорошо бить тех, кто младше и слабее. Нельзя использовать оружие.
Правило № 3. В любом конфликте участвуют две стороны: одна – нападающая, а другая – обороняющаяся. У нападающей стороны всегда есть цель – чаще всего заставить извиниться за что-то. По тому, как ведет себя обороняющаяся сторона, быстро становится понятно, будет драка или нет. Если она дает слабину и выполняет требования, то, скорее всего, не будет. Хотя в таком случае можно плохо себя чувствовать: ты же как бы сдался. Но если обороняющаяся сторона тоже начинает выпендриваться, драки не избежать.
Правило № 4. Многое зависит от умения правильно разговаривать. Иногда люди забивают «стрелку», но все решают в обычной беседе. Тогда включается взаимное уважение: никто никого не обманул, не испугался прийти.
Дионисий ПЛЯШЕШНИК