Не сжигая мосты

Может ли мост поразить воображение и вызвать те самые вдохи изумления? Конечно, если он сделан из необычного материала, например, из корней дерева. О чудесах архитектурной и инженерной мысли можно узнать в нашем материале.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Корневые мосты Черрапунджи
Начать рассказ хотелось бы с самого, пожалуй, натурального моста. В глубине северо-восточной Индии, в пределах границы между Индией и Бангладеш, в одном из самых влажных мест на земле, мосты не строятся – они растут сами.

Южные холмы Хаси и Джайнтия влажные и теплые, они пересекаются быстрыми реками и горными ручьями. На склонах этих холмов процветает разновидность индийского каучукового дерева с невероятно сильной корневой системой.

Ficusastica производит серию вторичных корней выше своего ствола, они цепляются за огромные валуны вдоль берегов рек или даже посреди самих рек. War-Khasis и War-Jaintias, два близкородственных племени в Мегхалая, давно заметили это дерево и увидели в его мощных корнях возможность легко пересекать многие реки района. Теперь, когда бы и где бы ни возникала необходимость, они просто строят свои мосты.

Чтобы корни каучукового дерева росли в правильном направлении, скажем, над рекой, жители южной Мегхалаи использовали несколько разных стратегий. Иногда корни деревьев просто вытягивают, связывают, скручивают и побуждают вручную их сливаться друг с другом до тех пор, пока со временем они не формируют желаемую архитектурную конструкцию. Корневые мосты также создаются путем возведения строительных лесов из дерева и бамбука. Местные строители направляют молодые корни через эти временные структуры, тем самым заменяя более старые элементы, которые прогнивают в интенсивные муссонные сезоны.

В некоторых местах, например, вокруг деревни Нонгриат, стволы орехов бетеля используются для создания систем наведения корней. Тонкие, нежные корни каучукового дерева, не допускаемые разветвлением стволов ореха бетеля, растут строго прямо. Стволы также имеют дополнительное преимущество, обеспечивая корни дополнительными питательными веществами по мере их распада. Когда они достигают другой стороны реки, им позволяют проникнуть в почву. Спустя несколько лет получается прочный, живой мост.

Корневые мостики могут расти до тех пор, пока организм, частью которого они являются, остается здоровым, хотя на первоначальное функционирование им может потребоваться много лет, причем продолжительность зависит от местных условий, таких как здоровье дерева, наличие питательных веществ в почве, в которой он выращивается. Однако, как только корневые мостики формируются, они станут чрезвычайно прочными — достаточно сильными. Некоторые из них могли выдержать вес 50 или более человек одновременно! Фактически, поскольку продолжают формироваться и дальше, со временем они становятся действительно крепкими. Например те, которыми ежедневно пользуются жители деревень вокруг Черапунджи, существуют более 500 лет.

Корни мостов южной Мегхалаи бывают самых разных форм и размеров. Известно, что они растут до 170 футов в длину и взлетают на 80 футов над реками, которые они пересекают. Большинство живых корневых мостов имеют только один пролет, однако у нескольких из них есть более одного пролета. Они скомпонованы в виде двух параллельных пролетов или двух мостов. Самый известный из них – «двухъярусный корневой мост Umshiang».

Практика создания новых живых мостов и сохранения уже существующих постепенно уходит в прошлое. Во многих деревнях по всему региону корневые мосты — это лишь дань прошлому. Однако в 2004 году ими снова заинтересовались. Более того, в настоящее время строятся несколько новых корневых мостов. Так, в деревне Рангтиллиан строится совершенно новый мост с использованием бамбуковых и деревянных строительных лесов, а на двухэтажном участке в Нонгриате создается новый третий пролёт над двумя существующими. Строители говорят, что он будет готов к использованию в течение ближайшего десятилетия.

Самый высокий мост в мире!
Одной из наиболее загруженных трасс на юге Франции является автодорога A75, связывающая Париж с городом Безье на побережье Средиземного моря. Особенно в туристический сезон это направление интенсивно эксплуатируется, что ранее приводило к многокилометровым заторам в районе города Мийо. Однако построить объездную дорогу было не так просто. Дорога должна преодолеть глубокий каньон с непростой геологией. В результате многолетних испытаний был создан проект грандиозного моста через каньон, который называется Виадук Мийо.

Это необычное сооружение. Высота самой длинной опоры – 245 метров, а вместе с пилоном (конструкция выше дорожного полотна, которая является блоком для тросов) высота равна 343 метрам. Это самая высокая мостовая опора в мире. Опоры и пилоны выполнены из железобетона.

Дорожное полотно является цельным металлическим и жестко закреплено в колоннах. Это значит, что на опорах нет деформационных швов.

Следовательно, пришлось решать сопутствующие проблемы сопротивления температурным деформациям металлического полотна. При нагревании металл значительно расширяется. При значительной длине изделия деформации становятся заметны. В данном случае деформируется цельная конструкция длиной 2460 метров. Таким образом, колонны воспринимают значительные горизонтальные усилия от полотна. Благодаря большой высоте опор, а также разветвлению их верхних частей удалось добиться необходимой гибкости. То есть, колонны просто изгибаются под влиянием нагреваемого дорожного полотна и возвращаются в исходное положение при его остывании. Другая проблема – асфальт. Чтобы расширяться и сжиматься вместе с металлическим основанием дороги, асфальтовое покрытие должно обладать соответствующими характеристиками. Иначе оно разорвется под расширяющимся основанием. За два года химикам удалось подобрать соответствующий состав асфальта.

«Радужный» мост
Как привлечь внимание туристов к совершенно обычному мосту? Идея от южнокорейских архитекторов – превратить его в фонтан. И не простой, а радужный. Специальная система освещения «окрашивает» потоки воды в яркие цвета. Эта сказочная картина особенно прекрасна ночью.

Мост называется Панпхо (или Банпо – по разной транслитерации слова «радуга» с корейского). Самое главное отличие его от традиционных фонтанов – то, что вода бьет здесь не вверх, а в стороны и вниз, и сливается прямо в реку Ханган, между берегами которой и проложен мост длиной в 1140 метров. Фонтан работает не постоянно, он включается примерно раз в 20 минут (график бывает разным в зависимости от сезона). Но даже за минуту работы фонтана расход воды просто колоссальный – около 190 тонн!

Мост Панпхо был открыт в 2009 году. На торжественной церемонии открытия тогдашний мэр Сеула объявил, что мост призван стать не только украшением корейской столицы, но и свидетельством того, что власти здесь заботятся об экологии. Помимо этого, им удалось-таки соорудить самый длинный фонтан в мире, который и был занесен в Книгу рекордов Гиннесса сразу же после своего открытия.

Мост-фонтан выглядит совершенно по-разному в каждое время суток. Днем он поражает мощностью своих водяных струй, которые напоминают свисающие по обе стороны моста ветви плакучей ивы, а ночью – удивляет обилием света, цвета и причудливых фигур, вырисовывающихся из воды.

В цветовом оформлении моста присутствуют все семь цветов радуги, каждый из которых, как известно, имеет для корейцев свою символику.

Осмотреть мост стоит и днем, и вечером – это поистине незабываемое зрелище в любое время суток. Расположенный поблизости моста на берегу парк облюбовали не только туристы, но и местные жители. Здесь немало мест для пикника и отдыха с видом на мост «Фонтан Радуги», а также сцена, где выступают местные артисты. Кроме того, в парке есть и природоведческий центр, посвященный флоре и фауне реки Ханган.

Гордость и символ Семея
По праву одним из самых красивых и поистине популярных мостов в Казахстане является велопешеходный мост через реку Есиль в городе Нур-Султане.

Пешеходный мост соединил микрорайон Самал с Центральным парком и Амфитеатром, став новой достопримечательностью Нур-Султана. Строительство осуществлялось к 20-летию города.

В рекордно короткие сроки была смонтирована сложная инженерная конструкция неразрезного металлического пролетного строения. Из-за сложности архитектурной формы пешеходного моста было принято решение применить в конструкции цельносварные стыки с прирезкой блоков на монтаже для наилучшего визуального восприятия и сходства с утверждённой архитектурной концепцией.

Для качественного осуществления строительно-монтажных работ ООО «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» помимо проектно-сметной документации разработало технологический регламент на сборку и сварку металлического пролётного строения. В технологическом регламенте отражалась последовательность и схема сборки и сварки металлоконструкций с целью исключения температурных деформаций и максимального соответствия собираемой конструкции проекту.

Пешеходный мост будет связывать не только пешеходов, но и велосипедистов с Центральным парком, на мосту предусмотрена специальная велодорожка для проезда велосипедистов.

Имея необычный архитектурный облик, пешеходный мост считается уникальным сооружением не только в Казахстане, но и в странах ближнего зарубежья.

При разработке проекта были приняты во внимание все условия технического задания. Данное мостовое сооружение спроектировано и рассчитано в строгом соответствии с действующими строительными нормами СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы». Ознакомьтесь с тем, как мы проектируем мосты разных типов.

Технологии и инновационные передовые технические решения, используемые специалистами ТРАНССТРОЙПРОЕКТ, при сжатых сроках и высокой технической сложности позволили обеспечить экономическую выгоду, а также ввести в эксплуатацию мост в намеченный срок.

Данный объект стал Лауреатом Всероссийского конкурса «Сила металла», который прошел в рамках третьей Международной выставки «Металлоконструкции-2018» и был награжден почетной медалью и дипломом.

Comments (0)
Add Comment