Движение, как стендап, само по себе появилось давно и имеет глубокую историю. Однако столь интересное движение в Таразе появилось лишь в 2021 году силами Асель Кеженовой, которая является организатором концертов в нашем городе и приглашает мастодонтов комедии, таких как Нурлан Сабуров, Слава Никифоров, Саша Малой, Расул Чабдаров, Алексей Квашонкин, Евгений Сидоров и другие. Расскажем подробнее, как зародилось движение в нашем городе, какие сложности есть и что нас ждет в будущем.
Что же такое стендап?
Сегодня стендап пользуется огромной популярностью. Стендап-комики собирают целые концертные залы, некоторые стриминговые платформы выкладывают записи выступлений и шоу, а в барах по всему миру еженедельно собираются комедийные клубы, где начинающие стендаперы оттачивают свое мастерство. Но еще несколько десятилетий назад стендап-комедия с трудом представлялась самостоятельным жанром. Рассказываем, с чего все начиналось.
Огромнейший вклад в развитие стендапа внесло теле- и радиовещание, а также появление развлекательных программ. В телеиндустрию стендап также вошел под ручку с водевилем и варьете.
Но в 1950-х появилась новая волна стендап-комиков, которые еще активнее выступали за самостоятельность и обособленность своего жанра. Тогда же начался слом старой традиции стендапа, которая строилась на подчеркнутой комичности, на грани клоунады. После 50-х стендап стал обретать более привычный вид, когда комик не просто общается с залом, но и делает это будничным тоном, как будто говорит со старыми знакомыми. Одним из первых такую линию поведения на сцене выбрал Морт Сал, который появлялся на сцене, сидя на табурете со свернутой в трубку газетой в руке. Он вел спокойные монологи, при этом произнося не шуточные реплики, а язвительные комментарии о политических лидерах, популярной культуре и социальных нормах. Для американского общества в консервативные 1950-е это было одновременно глотком свежего воздуха и чем-то непривычным. Часто монологи Сала заканчивались вопросом: «Есть ли здесь какие-нибудь группы, которые я не оскорблял?» Умная политически диссидентская комедия Сала стала хитом в модных ночных заведениях эпохи битников и вдохновила целую волну новых комиков, которые показывали, что стендап может быть умным, личным и социально активным.
Самым влиятельным комиком этой новой волны был Ленни Брюс, который провел большую часть своей ранней карьеры, развлекая публику в стриптиз-клубах и других небольших заведениях, и за это время успел создать себе репутацию дерзкого провокатора. Брюс напал на самые главные ценности Америки – от организованной религии до моралистического отношения к сексу и наркотикам – и говорил об этом более откровенно, чем любой комик до этого. Его стендапы сделали его изгоем для большей части мейнстримного шоу-бизнеса (телевидение почти полностью избегало Брюса); после многочисленных арестов за то, что он исполнял якобы непристойные материалы в ночных клубах, это также втянуло его в серию судебных тяжб, которые фактически разрушили его карьеру. Смерть Брюса от передозировки наркотиков в 1966 году укрепила его легенду и сделала источником вдохновения для нового поколения, только достигшего совершеннолетия в неспокойные поздние 1960-е.
Это было еще более бунтарски-настроенное поколение комиков, окончательно сформировавших современный стендап как временами хлесткий, жесткий жанр, в рамках которого можно и нужно озвучивать порой неприятную правду.
Первым из последователей Ленни Брюса, который прорвался на большую сцену, был Джордж Карлин. Хотя Карлин уже был успешным комиком, известным своими пародиями на телевизионные рекламные ролики и игровые шоу, в конце 1960-х он отрастил волосы и бороду, отвернулся от основных ночных клубов и заново изобрел себя как комедийный голос контркультуры, пронзая военную культуру, лицемерие среднего класса и собственное католическое воспитание. В своем самом известном выступлении Карлин разобрал «семь слов, которые нельзя произносить по телевидению» – табуированные слова, из-за которых Брюса несколько лет назад бросили в тюрьму, помогли Карлину стать звездой.
Близкий современник Карлина Ричард Прайор прошел через подобное переосмысление. В начале 1970-х он перерос свой юношеский четкий образ на телевидении и перешел к жесткой, расово-заряженной, блестящей импровизационной комедии, в которой использовались персонажи – алкоголики, сутенеры, наркоманы, уличные проповедники, – с которыми он вырос в гетто.
К 1970-м годам стендап-комедия стала таким же мощным голосом поколения Вьетнамской войны, как рок-музыка и новые независимые голливудские фильмы, такие как «Беспечный ездок». Комеди-клубы появились в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, предоставив огромному количеству молодых комиков место, где они могли оттачивать свое мастерство и развивать аудиторию. Работая ночь за ночью за небольшие деньги или вообще без денег, эти молодые, в основном живущие в Нью-Йорке комики, среди которых Ричард Льюис, Фредди Принц, Илэйн Буслер, а позже Джерри Сайнфелд – выработали свой «наблюдательный» стиль, интересуясь не столько социально-политическими комментариями, сколько хроникой повседневной городской жизни, отношениями и выживанием в городах, где смешиваются различные национальные и социальные группы.
Стендап за пределами США
Стендап не является исключительно американским ноу-хау, но в то же время именно американская традиция (созданная Джорджем Карлином и другими) влияет на современную стендап-сцену. При этом как явление стендап параллельно развивался в других странах: в Великобритании бум популярности пришелся на середину двадцатого века (хотя артисты варьете выступали там еще с конца восемнадцатого столетия), в Латинской Америке стендап-комедия стала пользоваться особой популярностью в 60-х годах.
Как и у других сценических жанров, стендап обладает определенными территориальными особенностями, ключевыми темами и приемами, наиболее близкими той или иной стране. В странах СНГ, например, комики часто используют прием: «А вас тоже бесит…», делая ключевой эмоцией именно раздражение. В то время как в англоговорящих странах особой нежной любовью пользуются шутки в формате «вопрос-ответ», например: «Что хорошего в доме у моря?».
В чем заключается суть стендапа?
Одним из ключевых моментов этого жанра является непосредственный контакт между зрителем и ведущим. Хотя формально выступление это монолог, иногда можно наблюдать своеобразный разговор ведущего со зрителями. Он обращается к залу, а тот отвечает ему смехом, но это требует высокого мастерства исполнителя. Со сцены в основном зачитывается набор шуток, связанных тематически, иногда используется музыка и реквизит. Главное не давать публике расслабляться и держать ее в напряжении.
Тематика выступлений разнообразна, но доминирует жанр социального юмора. Визитная карточка стендапа – высмеивание рутинных моментов нашей жизни, комики помогают найти нам забавное в том, с чем мы сталкиваемся каждый день.
Стендап очень популярен в США, но его корни ведут нас в далекое прошлое. Греки, еще задолго до нашей эры, выступали перед публикой в жанре «смелых высказываний».
Стоит отметить, что большинство известных актеров комедийного жанра начинали свой путь именно как стендап-комики. В каждой стране есть свои звезды стендапа, они занимают важную и большую нишу в развлекательном медийном пространстве.
Сейчас жанр продолжает развиваться. Если у вас есть талант, то вы можете продемонстрировать свои навыки стендапа на тематических вечерах в клубах, барах или просто перед друзьями. Так начинали многие великие комики.
Где в Казахстане делают стендап?
Одним из выраженных городов-лидеров в области стендапа в Казахстане является Алматы, считают местные представители индустрии. Самым популярным называют Stand by Club, в котором выступают как местные артисты, так и их коллеги из России: как и везде, здесь проводятся открытые микрофоны. В сентябре площадка провела свой фестиваль Alem Comedy Fest. Пионером в области стендапа в городе называют Ray Standup Club – эта площадка не имеет резидентов, и проводит мероприятия по уикендам.
Есть и независимые «лейблы», чьи мероприятия проводятся на гостевых площадках – например, Otval Concert, созданный Антоном Дубининым и Ангелиной Закировой – в декабре минувшего года они устроили концерт в Алматы комика Идрака Мирзализаде, которому российские власти запретили въезд до 2035 года за шутку, которую в МВД России посчитали оскорбительной для русских. Еще одно такое объединение Comedy.Buddy также занимается концертами комиков и стендаперов и аттестует себя как «максимально андерграунд».
Звезды казахстанского стендапа
Вероятно, одной из самых больших звезд стендапа в Казахстане можно назвать Нурлана Сабурова, объединяющего собой стендап-сцены двух государств: уроженец казахстанского Степногорска учился в Уральском университете в России, а несколько лет назад перебрался на постоянное место жительства в Москву. Начав с «Открытого микрофона» в шоу Stand Up в начале 2010-х, он к 2022 году стал комиком с международной карьерой.
В 2022 году во время американских гастролей от Сабурова на каждом выступлении требовали высказаться по поводу боевых действий на Украине, от чего он воздерживался. Его концерты были отменены сначала в Чикаго, а потом и в городах Израиля.
Это, правда, не мешает Сабурову гастролировать: в октябре в его графике были концерты по городам Центральной Азии, среди которых Уральск, Алматы и Шымкент в Казахстане, Бишкек и Ош в Кыргызстане, Ташкент в Узбекистане. Билеты на его концерты стоят от 12000 до 35000 тенге.
Выступление на разогреве или в одном концерте или туре с Сабуровым считают для себя успехом менее опытные и более молодые казахстанские стендап-комики. Этим могут похвастать, например, комики Мадияр Нурманбетов и Вячеслав Никифоров.
Еще одна звезда казахстанского стендапа – Евгений Чебатков. Как и Сабуров, он был гостем Юрия Дудя. Потомок ссыльных поселенцев в Россию попал в возрасте 16 лет. Учился как в России (Томский государственный университет), так и в Канаде (закончил там магистратуру в Ниагарском колледже). Первый стендап, по его собственному признанию, представил на английском языке именно в этом вузе.
Стендап в Таразе
Поводом для написания материала послужил приезд одного из популярных артистов – Славы Никифорова.
Как мы отметили ранее, стендап в нашем городе появился не так давно, однако уже успел покорить сердца сотни наших сограждан. Чтобы узнать больше о стендапе, организации концертов и «Открытом микрофоне», где новички могут попробовать себя в комедии, мы провели интервью с организатором такого культового движения в нашем городе. Зовут ее Асель Кеженова, которая не просто организатор, но и сама порой любит выступить и рассмешить людей.
– Как вообще появился стендап в Таразе? Что послужило идеей?
– Когда я жила в Астане, где-то около полугода, услышала о таком направлении, как стендап. У них концерты на ежедневной основе и часто там была как гость. Когда в 2021 году приехала в Тараз, поняла, что такого движения у нас нет и было бы неплохо его начать развивать. Нашла людей, которые тоже хотели популяризовать это направление, но они сказали, что не хотели бы видеть девушку в своей команде. На сегодняшний день прошло уже два года и считаю, что за это время мы достигли хороших результатов. Ребята, которые тогда мне отказали, до сих пор ничего не провели. Благодаря общим усилиям нам удалось пригласить действительно звезд стендап-индустрии, которые популярны не только в нашей стране, но и на территории всего СНГ, а некоторые знамениты и за рубежом. Примером является Нурлан Сабуров, который выступал в США. Когда приезжал артист Саша Малой, к сожалению, было мало людей, потому что многие его не знают. Хотя его можно по праву назвать одним из лучших стендап-артистов в СНГ.
– Каково это быть организатором такого крупного движения в нашем городе? Есть ли спрос?
– В организации мероприятий я очень давно, и стендап – одно из моих любимых. На ранней стадии были проблемы с заведениями, не все знали, что это такое, кто-то просто не верил, что мы сможем собрать людей и мало кто соглашался предоставлять помещения для проведения мероприятия.
Для нашего города это направление только-только набирает обороты, но на каждом концерте мы наблюдаем новые лица и это очень радует. Спрос определенно есть, если в течение двух недель у нас нет афиши, то нам начинают поступать сообщения с вопросами: «А на этой неделе будет стендап?» или «А когда вы пригласите того или иного стендап-комика?».
– Что нужно сделать, чтобы пригласить определенного стендап-артиста?
– В первую очередь у людей должно быть желание прийти на этого артиста. Как говорится: «Спрос рождает предложение», и если мы видим, что есть спрос на определенного стендап-комика, то я буду работать над его приездом в наш город. Есть и другой вариант, когда определенный артист объявляет свой тур по городам, то их менеджеры связываются со мной и мы обсуждаем детали. Видимо, за пределами Тараза мы известнее, чем здесь.
Первый концерт состоялся 6 марта 2021 года. Начинающему артисту, как стендап-комику, надо постоянно выступать на «Открытых микрофонах», чтобы прорабатывать свой материал, подачу и мастерство. К сожалению, в нашем городе такого не было, и я ездила в Алматы и выступала там. За один вечер могла посетить 5-6 концертов, где я и познакомилась с местными ребятами. Как-то начали общаться, предложила им приехать в Тараз и они не отказали. Я постаралась организовать все на высоком уровне: частный дом, трансфер, небольшой гонорар, питание. Дальше уже как-то было проще и мы запустили свой «Открытый микрофон», где уже наши местные ребята могли себя проявить.
– Учитывая Ваши выступления, можно ли назвать Вас стендап- артистом?
– Когда я общалась с Сашой Малым, то рассказала ему о том, что трудно писать материал. Он тогда мне сказал очень хорошие и мотивирующие слова: «Ты занимаешься этим два года. Значит тебе, как и ребенку, два года. Тебе есть куда расти, и ты не должна за это переживать. Просто пиши и со временем ты поймешь, в каком направлении тебе дальше двигаться.» Это меня и мотивирует развиваться дальше.
– У нас есть местные стендап-артисты, которые также выступают?
– На «Открытых микрофонах» всегда появляются новые лица, чему мы, безусловно, рады. После каждого выступления мы проводим, так сказать, «работу над ошибками» и помогаем друг другу становиться лучше.
У нас большая команда, и есть талантливые ребята, способные стать звездами в этом направлении. Сейчас они находятся на стадии становления. Кстати, наши резиденты Кристина, Равиль и Максат в сентябре 2022 года принимали участие в «Alem Fest», который проходил в Алматы.
– Асель, Ваше личное мнение, кто может стать стендап-артистом?
– Хороший вопрос. Во-первых, я буду судить лично по себе, потому что я могу пошутить на любую тему. Порой это задевает человека. Но на то это и юмор, потому что мы не пытаемся кого-то оскорбить или как-то принизить. В моем материале есть жесткие (как может показаться другим) шутки про супруга, но это же не является действительностью. Это рабочие шутки, над которыми и смеются люди. Стендап-комик должен в любой ситуации шутить. Также важным фактором является импровизация и умение работать с аудиторией. Когда артист выходит, он первое время старается узнать зрителей, как-то прочувствовать их и их настроение. Отмечу, что не стоит отчаиваться и сразу впадать в творческую депрессию из-за того, что зал никак не отреагировал на шутки. Артист проходит несколько стадий своего творчества. Сначала он шутит о бытовом: ситуации из жизни, отношения, взрослые темы и так далее. Потом он уже начинает анализировать и понимать, что надо бы двигаться дальше. В такие моменты надо работать над собой, своей подачей и написанием материала. Не все получается сразу. Большинство известных комиков проходили через тишину зала, а то и негативные возгласы аудитории. Если бы каждый сдавался, то мы бы и не могли наслаждаться комедией во всем ее проявлении. Кто действительно хочет связать свою жизнь с данным направлением, то ему надо будет вкладывать душу и энергию. И, наверно, обязательным условием на пути к некой славе и популярности все равно будут «Открытые микрофоны». Именно там тебе расскажут и подскажут, какая шутка хорошая, а какая нет.
– Какое будущее у данного движения Вы видите в нашем городе?
– Сейчас основной блок нашей работы будет строиться вокруг социальных сетей, а именно: создание контента для нашего инстаграма «standuptaraz». Мы будем загружать видео с наших концертов, а также постараемся проводить некий интерактив с приезжающими звездами.
Наши планы – это в первую очередь открыть свое заведение, где нашим ребятам было бы комфортно выступать. Мы хотим создать в заведении дружескую и веселую атмосферу юмора. Чтобы наши гости могли чувствовать себя, как дома со старыми друзьями. К тому же, стендап-концерты – это некая отдушина для нашего населения, где можно было бы также с удовольствием провести время.
– Спасибо Вам за приятную беседу! Желаем лишь развития Вашему проекту и реализации всех планов и идей!
Дионисий ПЛЯШЕШНИК