При упоминании казахских национальных видов спорта сразу хочется назвать такие, как «Казакша курес», «Тогызкумалак», «Аламан байга», «Кокпар», «Алтыбакан», «Аударыспак», «Жамбы ату», «Аркан тарту», «Кыз куу», «Тенге илу».
Арайлым ШАБДЕНОВА
Эти и другие игры ярко символизируют национальную самобытность и культурные традиции нашего народа. Нетрудно заметить, что любой вид национального спорта ориентирован на тренировку у молодёжи выносливости и мастерства, мужества, а главное — любви к национальной культуре, патриотические чувства. Однако сегодня мы вынуждены наблюдать, как национальные игры все чаще начинают теснить уже более популярные технологические компьютерные игры, мультипликационные войны. Но насколько это оправданно или обосновано? Например, многим ли известно, что у нашего народа насчитывается порядка 150 национальных видов игр? Многие ли из них известны вашим детям, какие игры могут заинтересовать их?
Ханские шашки — игра стратегов
Со времени обретения Независимости нашей страной получили новую жизнь и достойное значение первостепенные национальные ценности. В том числе и игры! Конечно, кое-что модернизировали. Вместе с тем приходится признать, что многие национальные игры до сих пор остаются без должного внимания. Сегодня почти каждый день в стране проходят различные спортивные соревнования. Среди этих спортивных видов есть давно известные, но которые появились значительно позже наших – национальных! В том числе много таких, о которых раньше казахи даже не слышали. Например, широкую популярность обрели некоторые виды единоборств со времени независимости. Конечно, нам во многом на пользу освоение известных в мире видов спорта. Однако же это совсем не повод и не оправдание забывать и про национальные виды игр, которые вполне могли завоевать популярность у других народов, стать визитной карточкой нашей культуры и спортивных игр. В этой связи достойно привести пример, когда за короткий срок такие виды спорта, как корейская taekwondo или японское дзюдо обрели статус олимпийских видов спорта. А из наших национальных игр ни один вид не только не внесен в Олимпиаду, но даже и в Азиатские игры.
В последние годы мы прилагаем много, кстати, небезуспешных усилий для популяризации казахской борьбы. Но в это же время другие не менее интересные виды национального спорта постепенно забываются.
Одной из них, известных с древних времен игр, являются Ханские шашки. Казахские ханские шашки являются национальным видом спорта. Несколько лет назад неравнодушные сподвижники Ануар Кабдолдаулы и Кайрат Жакияулы создали специальную организацию, запатентовали данный вид спорта с целью дальнейшей широкой пропаганды среди населения. Благодаря этим неравнодушным гражданам древняя казахская игра Ханские шашки обрела новую жизнь. Однако за последние годы расширить популярность игры не удается. Даже внутри страны не проводятся соревнования. Тогда как не следовало бы забывать, что истоки создания этой игры имеют глубокие исторические корни.
Так, во время археологических раскопок возле города Исык Алматинской области исследователи рядом с «Золотым человеком» обнаружили те самые окаменелые ханские шашки. Шашки по модели фигур были исполнены в виде юрты и украшены смысловыми казахскими орнаментами. Они оказались вырезаны из слоновой кости. Тогда же в результате научных исследований ученые доказали, что этими шашками активно пользовались в период государства Усуней.
Особенностью игры в Ханские шашки представляется то, что Казахское ханство даже по правилам игры обнаруживает демократические принципы и развитую социальную систему взаимодействия.
Безусловно, в целом игра в Ханские шашки признана продуктом высокого культурного интеллекта человечества. Согласно исследованиям, шашки с древнейших времен были любимой настольной игрой ханов, судей и военной знати. Смысл игры заключался в совершенствовании навыков по управлению политическими процессами в государстве. По этой причине среди простого народа это игра не была популярной или широко известной либо доступной. Совсем недавно об этом виде национальной игры довелось прочитать следующее: «Будут в согласии четверо, прибудет и благоденствие, при разногласиях даже вшестером утратят то, что имеют», — так гласит народная пословица. Но вот какое объяснение предлагают исследователи числу «4» из поговорки, она предполагает надежную опору из четырех опор для цивилизованного движения вперед. Но что же подразумевается под цифрой «6»? Оказывается, это образы в игре в Ханские шашки. А именно: Хан, Би-судья, Бек, Алаш, Тентек, Караша. Они призваны подчиняться Хану для достижения поставленных целей в интересах ханства и народа. У этих шестерых должна быть четкая субординация. Причем не только в игре, но и в жизни, чтобы не потерпеть общее поражение.
В этой игре два участника играют роли Ханов. Естественно, на доске действуют соперничающие станы. С каждой из сторон Ханам подчиняются нукеры и народ, — отмечается в резюме.
Нетрудно догадаться, насколько важное значение имеют национальные игры, ибо в них заложен глубокий философский смысл об устройстве жизни в обществе. По сути, в игровой форме урок для подрастающего поколения. В этой игре побеждает тот, чье стратегическое чутье и расчет оказываются сильнее соперника при равном распределении сил. Не случайно интеллектуальная игра считается одним из ценнейших нематериальных национальных наследий, дошедших от предков и как свидетельство цивилизационного уровня развития государственных образований своего времени.
Центральными фигурами на игровой доске являются шашки, исполненные в фигуре миниатюрной казахской юрты. Различием украшения, орнаментальной росписи и формы вершины — Шанырака, соответственно, определяется политический статус фигуры от ханского и его свиты до рядовых.
Игра «Бестас» — для всех!
Среди казахских национальных игр немало развивающих физиологию детей, чтобы совершенствовать такие качества, как ловкость, быстроту реакции, а также находчивость и смекалку. Наши предки, судя по таким развивающим играм, очень внимательно заботились о будущем своих детей. В тюркском словаре Махмуда Кашгари, в частности, встречается пояснение и об игре Бестас. Благодаря его труду достоверно известно, что эта игра дошла до наших дней со времен Саков и Гуннов, создававших первые могучие ханства на территории Центральной Азии. Смысл и способ игры заложен в переводе названия, который обозначает «пять камней». Безусловно, Бестас имеет свои особенности в правилах и требует немалого напряжения и сноровки от участника. Не случайно опытный игрок и новичок легко распознаются в состязании.
Примечательно, что в этой игре нет ограничений по численности участников. Начать состязания могут не менее 2 человек. Все начинается с подбора подходящих пяти камней, и по условиям игрок должен подкинуть 5 камней на оговоренную между участниками высоту и обратно постараться поймать как можно больше из них в ладонь. Отсюда определяется лидер для следующего этапа. Существует еще, как минимум, семь этапов с различными уровнями сложности и условиями в игре Бестас, причем для разных возрастов, исходя из возможностей и навыков игроков. Среди них такие, как «балта шабу», «тоқылдақ», «тарақтау», «құдыққа салу», «қуалау», «кедергі». Последний уровень способен успешно пройти далеко не каждый игрок.
Одним словом, множество интересных национальных игр способствуют всестороннему развитию ребенка с ранних лет до юношеского возраста. Безусловно, есть игры и для взрослых.
P.S. В данной статье рассказано всего только о двух забытых казахских народных играх. А сколько их еще не названных, ждут своего часа нового открытия? Издревле так повелось, что у казахов не обходились ни одно народное празднество или той без спортивных игр и других различных культурных мероприятий и музыкально-поэтических состязаний с участием детей и юношества, мужчин и женщин, а иногда и среди стариков. Из истории развития спорта в мире, при внимательном изучении, видно, что далеко не у всех народов в культурной традиции настолько массовое развитие спортивных игр, как у нашего народа. Незнакомые с казахским менталитетом обыватели часто наивно полагают, что казахские тои всегда заключаются в обильном дастархане. Однако история доказывает, что это далеко не так, ибо, наряду с угощением гостей, на любых празднествах развлечениям придавалось немалое значение, и в основе их всегда были спортивные и культурные состязания, конные виды соревнований, турниры борцов и многие другие, исключительно полезные для души и тела.
Пожалуй, сегодня самое время показать наши исконные традиции, характеризующие народ и его культурное наследие, которое тесно перекликается с общемировыми духовно-нравственными ценностями. Поэтому прежде, чем перенимать что-то новое из далеких, недостаточно изученных культур, не лучше ли изучить собственное великое национальное наследие? Чтобы каждый смог убедиться, что казахские народные игры ничуть не уступают, а где-то далеко превосходят многие импортные аналоги. Казахские игры всегда были одним из инструментов культурного и патриотического воспитания народа. Сегодня такая задача перед родителями новых поколений востребована самим временем.