Мутные миллионы

Совсем недавно завершился один из самых масштабных по финансированию конкурс в поддержку предпринимателей, развивающихся в направлении инновационных методов и разработок. Итоги конкурса, однако, произвели неоднозначное впечатление как на самих участников, так и на некоторых из членов жюри.

Ани БАЙМУХАНБЕТ

В рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020» в каждой области ежегодно проводится конкурс по предоставлению государственных грантов в поддержку предпринимателей. В прошлом 2018 году успешно был проведен проект «Zhas Project», бюджет которого составлял 1 миллион тенге. Бизнес-планы победителей проекта на данный момент активно реализуются и всецело себя окупают. В текущем же году, ввиду Года молодежи в стране, областное управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития (УПиИИР) организовало конкурс с гораздо большим бюджетом – 324 млн. тенге. Основной целью проекта является поддержка инновационных идей предпринимателей на начальном этапе. Масштабы конкурса оказались довольно-таки большими по сравнению с предыдущими аналогами: за период регистрации на участие в конкурсе поступило 466 заявок, 21 из которых отправили лица с ограниченными возможностями. Правила конкурса подразумевали собой создание специальной конкурсной комиссии, в которую вошло 17 представителей. Председателем комиссии выступил заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Олжас Каржауов. В ходе конкурса было проведено 7 заседаний с обязательным присутствием всех членов комиссии, во время которых каждый участник в течение определенного количества времени представлял свой бизнес-план и защищал проект, презентуя его сильные стороны, необходимый объем финансирования и эффективность. Затем каждый член комиссии отдавал свой голос за или против представленного проекта, а по результатам подсчета голосов было выявлено 158 победителей, которым вскоре будут предоставлены гранты. Согласно условиям, максимальное финансирование на один проект должно составлять не более 3 млн. тенге, а на счету у участника, презентующего проект, должно находиться 10 процентов от суммы финансирования.

Так, на площадке региональной службы коммуникаций прошел брифинг по объявлению результатов конкурса. В качестве спикеров в мероприятии приняли участие председатель конкурсной комиссии Олжас Каржауов, а также члены комиссии — заместитель руководителя УПиИИР Жандаулет Кенжебеков, руководитель центра обслуживания инвесторов Дамир Егизбаев и руководитель регионального УПиИИР Женис Сариев. Понаблюдать за ходом брифинга и задать свои вопросы пришли многие участники конкурса, их родные, и даже некоторые члены комиссии, высказавшие свои недоумения и спорные моменты. Среди них была и общественный правозащитник, журналист Айжан Ауелбекова, которая тоже состояла в конкурсной комиссии.

-Конкурс вызвал огромный интерес среди предпринимателей региона, впервые за всю историю проведения таких мероприятий мы получили рекордное количество заявок. Безусловно, это важный опыт, да и бюджет немалый. Мы тщательно рассматривали каждый проект и отобрали самых лучших, – сказал присутствующим Дамир Егизбаев.

Данное заявление вызвало шквал неодобрения у многих участников брифинга. Первой задать свои вопросы вызвалась молодой предприниматель, представитель молодежного общества инвалидов Севара Нурматова.

-Я являюсь молодым предпринимателем, и для меня важна любая поддержка со стороны государства. Участие и победа в конкурсе стали бы для меня отличной возможностью продвигать и развивать свое собственное дело. Однако, несмотря на то, что молодежное общество инвалидов старается быть в курсе всего, ни я, ни мои коллеги по цеху даже не слышали о проводящемся конкурсе. Уверена, что таких как я немало, и считаю, что такой проект требовал большей огласки, чтобы каждый желающий мог проявить себя, – призналась девушка. В ответ члены комиссии сказали о том, что о проведении конкурса печатались публикации в областных газетах и на интернет-ресурсах УПиИИР и НПП «Атамекен». Видимо, девушке нужно было постоянно проверять данные печатные издания, при этом в общественных или каких-либо других местах информации о конкурсе не было предоставлено. Хотя, безусловно, учитывая объем бюджета, организаторам следовало осветить конкурс намного масштабнее.

Большое недовольство проведением конкурса и результатами высказал предприниматель Мамыржан Асатулаев. Сам он в проекте не принимал участия, однако выступал в качестве сопроводителя для двоих коллег: М. Асатулаев помогал им в составлении бизнес-плана и в защите проекта, являясь доверенным лицом.

-У меня имеется огромное количество вопросов к организаторам конкурса и конкурсной комиссии, – обратился к членам комиссии М. Асатулаев. – Во-первых, хочу сразу отметить, как присутствовавший в заседании человек, что многие члены комиссии просто-напросто отсутствовали во время презентации проектов. Оставшиеся же, в большинстве своем, не уделяли никакого внимания выступающим, порой даже игнорируя их. Во-вторых, считаю некорректным и неэтичным по моральным принципам участие сотрудников Палаты предпринимателей, ведь их руководители сидели в составе конкурсной комиссии, и отношение к ним уже было необъективным. 19 июля один из специалистов городского отдела УПиИИР предоставил нам первые списки победителей, среди которых указано 10 сотрудников Палаты предпринимателей. В тот же день этого специалиста уволили, а нам по сей день не предоставляют список с именами и проектами победителей, хотя мы имеем полное право знать, кому будут предоставлены гранты, финансируемые из местного бюджета.

Жандаулет Кенжебеков подтвердил, что не на всех заседаниях было стопроцентное присутствие членов комиссии, однако больше половины состава, то есть восемь человек, находились на положенном месте постоянно. Безусловно, такой ответ вызвал волну возмущений: ведь, как высказались присутствовавшие, это уже является своего рода нарушением правил.

С утверждением о неэтичности участия, а тем более победы в конкурсе сотрудников Палаты предпринимателей Дамир Егизбаев полностью согласился. Олжас Каржауов же отметил, что заранее просил своих подчиненных не участвовать в конкурсе, однако согласно закону принудить их к отказу от участия в конкурсе не мог. «При презентации проектов всех моих подчиненных я отказался принимать участие в голосовании, поэтому считаю, что никакой предвзятости в действиях комиссии не было», – сказал он.
На требование огласить весь список победителей Женис Сариев дал весьма неоднозначный ответ: как оказалось, разглашение имен победителей и названий их проектов нарушает авторские права, поэтому не может быть осуществлено.
Возмущение от себя лично и от других членов комиссии высказала и Айжан Ауелбекова.

Будучи членом комиссии, я наблюдала в нашей рабочей группе тотальное игнорирование. Мы сами, будучи в составе конкурсной комиссии, до сих пор не в курсе, кто же все-таки стал победителем. Нам не предоставляют никакую информацию, хотя мы имеем на это полное право. Мы давали свои голоса, опускали их в урну, а подсчитывались они без нашего ведома и в наше отсутствие. Как мы сами можем быть уверены в чистоте проведенного конкурса? – задала вопрос А. Ауелбекова.

Женис Сариев ответил, что члены комиссии имеют право ознакомиться с именами победителей, и если требуется, списки будут предоставлены. Ход голосования, тем не менее, остается тайной, покрытой мраком: в правилах есть пункт, согласно которому информация по персональному голосованию оглашения не требует.

В ходе брифинга Айжан Ауелбекова, являясь общественным правозащитником, провела прямой эфир в социальных сетях, который также буквально ломился от поступающих вопросов. Так, посредством эфира пользователь Айжан Хабибулаева написала о том, что игнорировались и критерии, утвержденные по правилам конкурса: к примеру, среди победителей был проект о теплицах, однако он не является инновационным, соответственно его выдвижение уже вызывает вопросы. Кроме того, среди победивших предпринимателей есть и те, кто проживает в других областях, и само их участие уже является неправомерным. Первое обращение спикеры полностью проигнорировали, а касательно участников из других областей ответили, что в дальнейшем будет проводиться мониторинг, и победители из других регионов все равно будут осуществлять свои проекты в Жамбылской области. О том, что таким образом нарушаются права жителей нашей области, интересы которых должны быть на первом месте, никакого комментария не последовало.

Многие участники и их представители просили о повторном проведении конкурса, только с политикой открытости. Председатель комиссии и спикеры-члены комиссии ответили, что данное предложение невозможно выполнить. Олжас Каржауов признал, что шероховатостей и недоработок в проведении конкурса было много, и в следующем году все эти моменты будут учтены. Данное заявление лишь вызвало бурю возмущений: ведь в следующем году такого бюджета уже не будет, поэтому необходимо принимать какие-то меры сейчас. Предприниматель Мамыржан Асатулаев в заключение добавил, что не намерен просто так отпускать данную ситуацию, и в ближайшее время планирует обратиться с заявлением в прокуратуру и вышестоящие органы.

В действительности, наблюдая независимым и объективным взглядом, можно вынести вердикт, что проведение конкурса не соответствовало некоторым установленным правилам, и многие моменты в нем вызывают большое количество вопросов, однозначные и четкие ответы на которые получить, как оказалось, не удалось.

Comments (0)
Add Comment