Как известно, Указом Президента Республики Казахстан от 27 августа 2019 года № 141 «О некоторых вопросах Президентского молодежного кадрового резерва» был запущен проект Президентского молодежного кадрового резерва. Подробнее об этом в ходе личной беседы рассказал руководитель управления государственной службы департамента Агентства РК по делам госслужбы по Жамбылской области Ермек Тумабеков.
– Расскажите немного подробнее о Президентском молодежном кадровом резерве.
– Первый отбор был проведен в 2019 году, второй-в 2021 году. При этом, хочу сообщить Вам, что с сентября текущего года начнется очередной отборочный этап в Президентский молодежный кадровый резерв. По проведенному в 2019 году отбору в резерв было зачислено 300 человек, в 2021 году – 50 человек. Из 350 зачисленных в резерв по республике 264 работают в государственных органах и организациях квазигосударственного сектора, то есть 75% от общего числа трудоустроены:
– 128 человек – в центральных государственных органах;
– 38 человек – в местных исполнительных органах;
– 57 человек – в национальных компаниях;
– 41 человек работает в иных организациях.
В их числе 31 резервист назначен на политические должности.
Шесть резервистов – на должности корпуса «А», один резервист – депутатом Мажилиса Парламента и 2 резервиста- депутатами маслихата.
В целом всем резервистам по сей день предлагаются должности разного уровня.
Вопрос использования их потенциала не теряет для нас актуальности. Агентством в этом направлении реализуются соответствующие меры.
– Для чего это делается?
– Президентский молодежный кадровый резерв формируется для создания социального лифта именно для молодежи. Поэтому в резерв могут быть зачислены лица не старше 35 лет. Сделано это не только для продвижения молодежи, но и для более лучшего решения многих насущных проблем. Известно, что молодые люди мыслят иначе. Они более креативны и стараются найти более лучшие пути решения проблем.
– Какие есть требования к кандидатам?
– Основные требования к кандидатам:
– наличие гражданства РК;
– возраст не старше 35 лет;
– высшее образованиеі;
– 5 лет общего опыта работы и владение государственным языком не ниже уровня В1.
К участию в отборе не допускаются лица, назначенные Президентом; политические служащие, административные государственные служащие корпуса «А»; лица, состоящие в Президентском молодежном кадровом резерве.
– Какие есть особенности отбора в текущем году?
Особенностью отбора будет являться проведение четкого целевого отбора по следующим направлениям с учетом потребности государственного аппарата в отраслевых кадрах:
– Развитие инфраструктуры, промышленности и торговой политики;
– Агропромышленный комплекс и охрана окружающей среды;
– Внешняя политика и инвестиции;
– Экономическая и финансовая политика;
– Цифровизация;
– Социальная политика и гражданское общество;
При этом собеседование с кандидатами в обязательном порядке проводится с участием отраслевых центральных органов.
– Расскажите про основные этапы отбора.
– Отбор состоит из шести этапов в соответствии с правилами, утвержденными Указом Президента, и проводится в сентябре-декабре (Положение утверждено Указом Президента от 27 августа 2019 года № 141).
1. Прием документов кандидатов для участия в отборе в резерв с 1 по 30 сентября 2023 года pkrezerv.gov.kz осуществляется в режиме онлайн на специальном сайте.
Чтобы обеспечить объективность отбора кандидатов, данные кандидатов скрываются путем присвоения индивидуального номера. То есть, для оценщиков личность кандидата будет неизвестна.
Кандидат допускается к отборочным этапам в случае соответствия предъявляемым требованиям.
Второй этап – оценка способности работать с текстовой и цифровой информацией (1, 7 октября).
Этот этап состоит из двух отдельных блоков тестирования, направленных на определение способности кандидатов работать со сложной текстовой и цифровой информацией.
Продолжительность каждого тестирования-не более 25 минут (из 25 вопросов по текстовым и числовым тестам), результаты которых будут доступны в личном кабинете кандидата.
В свою очередь, процесс тестирования проходит с аудио-видеофиксацией. Обеспечение соблюдения договора самостоятельного прохождения будет контролироваться системой прокторинга.
Третий-этап решения ситуационных задач (10-13 октября) направлен на оценку отношения кандидатов к решению конкретных задач в виде ситуационных заданий в зависимости от выбранных ими отраслевых направлений.
Данный этап проводится в онлайн-режиме в формате написания эссе, сопровождаемого аудио-видеозаписью.
Решение выполненного задания оценивается одновременно тремя отраслевыми экспертами по соответствующим направлениям деятельности. Пул экспертов включает представителей академической среды и бизнес-сообщества, государственных служащих.
Четвертый этап – этап оценки компетенций (проводится с 19 октября по 29 ноября).
Этап состоит из ассессмент-центра и интервью по компетенциям.
Центр-ассессмент-центр (Центр оценки) пройдет в офлайн-формате на базе Академии государственного управления при Президенте. Он направлен на выявление и оценку установленных компетенций (лидерство, анализ и решение проблем, управление деятельностью, проактивность) у кандидатов с помощью поведенческих индикаторов.
Оценка характера кандидатов состоит из групповых и индивидуальных заданий. К оценке общих компетенций будут привлечены не менее 15 сертифицированных оценщиков и 5 супервизоров.
Блог интервью по компетенциям проводится в форме личного глубокого интервью в онлайн-формате с привлечением профессиональных HR-менеджеров. Интервью будет направлено на определение компетенций, определяющих внутреннюю мотивацию и ценностные ориентации кандидатов.
Пятый этап-собеседование с кандидатами на экспертной комиссии.
На данном этапе эксперт ассессмент-центра представляет членам комиссии персональные результаты участников и дает им разъяснения.
В состав комиссии будут привлечены руководители государственных органов.
По итогам заседания комиссии составляется список участников, рекомендуемых к рассмотрению на заседании Национальной комиссии.
На шестом, последнем этапе – заседание Национальной комиссии, где принимаются 50 лучших кандидатов в Президентский молодежный кадровый резерв. Планируется, что он будет проведен до 25 декабря текущего года. Согласно правилам:
Лица, зачисленные в резерв, в установленном законодательством порядке, могут быть назначены на политические государственные должности, на административные государственные должности корпуса «А», на руководящие должности корпуса «Б» и на должности группы категорий корпуса «Б».
Для обеспечения прозрачности и объективности отбора результаты оценки кандидатов публикуются в их личном кабинете и на сайте по итогам этапа. Для всех граждан будет доступна информация об участниках.
В этой связи, обращаю ваше внимание, что на сегодняшний день в Жамбылском регионе работает 1 резервист. Он – резервист Президентского молодежного кадрового резерва –руководитель департамента Комитета технического регулирования и метрологии по Жамбылской области Калдыгужин Даулет Куатович.
При выполнении порученных Главой государства задач на пути модернизации будущего страны, формирования профессионального аппарата и повышения позитивного имиджа государственной службы очень важно активное участие талантливой и образованной молодежи в жизни общества, наличие у молодежи патриотического духа.
– Расскажите подробнее про госслужбу.
– Безусловно, что основой государственной службы является меритократия – система, основанная на личных заслугах государственного служащего, направленная на эффективное использование человеческих ресурсов на государственной службе. Принцип меритократии включает в себя следующие элементы, которые и легли в основу нового Закона: обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по государственной службе; правовую и социальную защищенность государственных служащих; равную оплату труда за выполнение равнозначной работы; поощрение государственных служащих, достигших эффективных результатов в своей деятельности; коррекцию деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны, и увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны; постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности.
Таким образом, на сегодняшний день результатом успешной реализации казахстанской модели государственного управления стала профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, соответствующая многим актуальным потребностям государственного социально – экономического развития.
Более того, подверглась совершенствованию действующая законодательная база государственной службы. Так, 23 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон «О государственной службе Республики Казахстан», вступивший в действие 1 января 2016 года, и в который в целях модернизации и прозрачности отбора на государственную службу внесен целый ряд позитивных, на наш взгляд, изменений.
Так, в текущем году вновь возвращена норма о том, что квалификационные требования к административным государственным должностям корпуса «Б» утверждаются должностным лицом (органом), имеющим право назначения на государственные должности, по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением на основе типовых квалификационных требований к административным государственным должностям.
В целях повышения профессионализма, эффективности и компетентности личного состава государственных органов теперь лица, окончившие обучение в организациях образования при Президенте Республики Казахстан в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения, установленного уполномоченным органом, могут занять административные государственные должности корпуса «Б» в местных исполнительных органах, аппаратах маслихатов, ревизионных комиссиях, территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств (кроме местных исполнительных органов, аппарата маслихата, ревизионной комиссии, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в столице и ее районах) в течение одного года после окончания обучения по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением без проведения конкурса.
Одним из важнейших критериев повышения эффективности деятельности государственных служащих является и материальное стимулирование их труда. На сегодняшний день на правительственном уровне решен вопрос выплаты бонусов административным государственным служащим, который осуществляется по результатам оценки их деятельности по итогам года, причем даже в случаях увольнения, расторжения трудовых отношений и ротации выплата бонусов административным государственным служащим осуществляется по результатам оценки их деятельности пропорционально отработанному времени.
В настоящее время проводится глобальная модернизация процедуры поступления на госслужбу. Идет пилотная апробация (которая проводится в период с 1 марта по 31 декабря текущего года) по новому формату проведения отбора на государственную службу и конкурсных процедур на базе информационной системы «Е-кызмет». Данная апробация будет проводиться в самом Агентстве по делам государственной службы, акиматах Акмолинской области и г. Шымкент, министерствах торговли и интеграции, индустрии и инфраструктурного развития.
Новый формат предусматривает максимально упрощенный подход к процессу отбора на госслужбу. Граждане смогут участвовать в конкурсе круглосуточно 24/7, в любое удобное для них время на всех этапах, за исключением собеседования, которое будет проходить в заранее установленное время.
Количество нормативных правовых актов, по которым проводится тестирование, сокращено более чем в два раза, с 9 до 4. Отборочный этап конкурса включает оценку личных качеств, оценку способности кандидата работать с текстовой и цифровой информацией (SHL), написание эссе (обязательно для всех руководящих должностей), собеседование с экспертной комиссией.
Во время всех тестов и написания эссе проводится прокторинговая проверка на предмет соблюдения дисциплины кандидатом.
Система предусматривает направление 3 лучших кандидатов на этап собеседования в экспертной комиссии пилотного органа путем автоматического поэтапного исключения набравших наименьшие баллы
Новая процедура конкурса через «Е-кызмет» полностью исключает влияние «человеческого фактора». Для обезличивания и обеспечения анонимности при прохождении отбора системой кандидатам присваивается идентификационный номер.
В результате в пилотном проекте победитель конкурса определяется системой автоматически по итогам всех этапов и не зависит от решения комиссии.
В заключение хотелось бы отметить, что даже за такой сравнительно небольшой период становления отечественной государственной службы, она состоялась как независимый институт, и в настоящее время дальше совершенствуется и изменяется по мере эволюции демократического, правового, гражданского общества.
– Насколько прозрачно и объективно будет проходить отборочный механизм в ПМКР?
– Для транспарентности процесса формирования резерва гражданам будет доступна информация об участниках проекта. Более того, после каждого этапа отбора мы будем публиковать в автоматизированной системе и на сайте Агентства qyzmet.gov.kz список участников, допущенных к следующему этапу.
Для обеспечения прозрачности принятия решений на этапе оценки кандидатов будут привлекаться отраслевые эксперты. Они смогут отслеживать объективность процессов отбора.
Одним из этапов предусмотрена оценка ценностей и компетенций кандидатов.
Для этого мы привлекаем квалифицированных специалистов в области управления человеческими ресурсами. Оценка компетенций будет осуществляться экспертами на базе Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан с использованием инструментов группового ассесмента. Это будет проводиться с использованием инструментов групповой оценки, предполагающей разные виды заданий на определение компетенций.
Для этого будут привлечены эксперты в области управления человеческими ресурсами, которые много лет практикуют подобные методы оценки. Планируется аудио- и видеофиксация групповой оценки.
В целом на этапах отбора к процессу оценки каждого кандидата мы привлекаем несколько экспертов, в том числе отраслевых.
Эксперты-оценщики не могут видеть персональные данные участников, в частности, их имена и фамилии. Они будут зашифрованы. В результате они увидят только набор цифр и букв. На каждом из этапов полученный экспертами идентификатор будет уникальным. Иначе говоря, у оценщиков нет никакой возможности знать, к примеру, чье эссе они оценивают.
– Что можете сказать про действующего вице-министра сельского хозяйства РК Абылхайыра Тамабек?
– Стоит отметить, что Абылхайыр Тамабек родился в 1994 году в Жамбылской области. Окончил Университет международного бизнеса, Национальный университет Луиса и Академию госуправления при Президенте РК. Член Президентского молодежного кадрового резерва. Трудовую деятельность начал в 2011 году инспектором в частной компании. С 2015 по 2017 год был экспертом в комитете по статистике.
В 2017-2020 гг. работал на различных должностях в Миннацэкономики и Министерстве оборонной и аэрокосмической промышленности. С 2020 по 2022 год – руководитель управления – главный госинспектор управления по контролю за использованием и охраной земель акимата Жамбылской области. С февраля по апрель 2022 года – руководитель департамента по управлению земельными ресурсами по Жамбылской области Комитета по управлению земельными ресурсами Минсельхоза – главный госинспектор по использованию и охране земель. Начиная с апреля 2022 года и по настоящее время является вице-министром сельского хозяйства РК. Это, наверно, самый громкий пример на данный момент того, как Президентский молодежный кадровый резерв позволяет помочь продвинуться и стать лучше. Сам Абылхайыр всегда говорит про свою открытость, что, на самом деле, порой поражает. Он не просто сидит в кабинете, но и выезжает на разного рода проверки, старается решить проблемы населения.
– Что можете сказать молодым людям, желающим поступить на госслужбу?
– Приглашаю вас принять активное участие в проекте Президентского молодежного кадрового резерва, который дает уникальную возможность применить свои знания и навыки на благо страны. Не бойтесь испытать свои силы и навыки.
Дионисий ПЛЯШЕШНИК