КУРБАН АЙТ – праздник духовного возрождения

Бисмилләһир-рахманир рахим. Пусть будет безгранична наша благодарность Великому Аллаху за то, что позволяет нам встречать очередной священный праздник Курбан-айт! Поздравляю вас и всё мусульманское сообщество с долгожданным очередным праздником священного жертвоприношения!

В этот священный мусульманский праздник принято соседям, друзьям и родственникам навещать друг друга, чтобы вместе праздновать Курбан айт. Однако, к большому сожалению, в связи с введенным карантином, нынешний праздник каждый вынужден встречать в своем доме. Тем не менее, нам нельзя терять моральный дух. Люди в силах самостоятельно в дни празднования поднять себе настроение, при этом использовать альтернативные способы связи с близкими, поделиться тем, что имеешь, с чистым сердцем постараться прощать и быть готовым принять прощение. Всевышнему угодно, чтобы поссорившиеся нашли общий язык.

Особенный почет обретают такие дела, как подбодрить добрым словом больных людей, пожилых, поддерживать с ними связь, оказать помощь сиротам, вдовам, малоимущим гражданам, чтобы они тоже радовались в дни всенародного празднования, ощутили себя в кругу сочувствующих, испытали чувства благодарности наравне со всеми празднующими. А также, по возможности, надо поделиться вниманием и подарками в дни празднования – пусть это будет онлайн — со своими родителями, членами семьи, друзьями, соседями. Современная техника вполне позволяет создать свои особенности во время празднования. Все подобные мероприятия во время айта в целом формируют в нашем обществе добропорядочные отношения между людьми, взаимоуважение в обществе.
Слово Курбан в арабском языке обозначает «сближение», то есть путем благих дел во имя Всевышнего, во благо общества человек очищает собственное сердце, становится ближе к Аллаху. А в богословии этот термин обозначает «приношение в жертву скота», как форма поклонения Всевышнему по правилам шариата.

Приношение жертвы во время карантина
Духовное управление с учетом просьб мусульманских сообществ, в нынешнем году впервые накануне празднования Курбан айта решило рекомендовать дистанционный способ жертвоприношения, с учетом международного опыта. С этой целью для наилучшей связи с членами мусульманской общины сегодня мы в полной мере запустили сайт qurban2020.kz. Таким образом, поручения граждан для совершения обряда жертвоприношения посредством связи онлайн принимаются до 30 июля. Каждый желающий гражданин может воспользоваться этим предложением онлайн.

При этом цель Духовного управления — это организация безопасного распределения жертвенного мяса от имени граждан. Поскольку в нынешних карантинных условиях очень многим людям хотелось бы, но нет возможности лично выбрать для жертвоприношения скот, и принять участие в забое жертвенного скота вместе с другими членами общины. Поэтому данный проект мы предлагаем в качестве возможности для желающих граждан осуществить богоугодное дело во имя Аллаха. Здесь надо учесть еще один момент: обычно после жертвоприношения мясо делилось на три части, одна из которых предназначалась для праздничного дастархана среди родственников и ближних. В условиях пандемии жертвенный скот по онлайн-поручению целиком распределяется для нужд социально уязвимых слоев населения. По этому случаю хотелось бы обратиться к деловым людям, чтобы не допустить повышение цен на скот, давайте подумаем не о прибыли, а о богоугодном деле.

Предопределенность жертвоприношения
Приношение в жертву скота в дни празднования Курбан айт — это святая обязанность согласно ханафитскому мазхабу для людей, у которых есть такая возможность. В Хадисах священного Писания (Куран Карим) определено следующее: «Читайте намаз и делайте жертвоприношения!» — таким посланием определяется смысл жертвоприношения, который заключается в разделении трапезы имущих наравне с неимущими, во имя милости единого для всех Всевышнего. Наш Пророк (Да благословит Его Аллах и приветствует!) сказал: «Тот, кто имеет возможность совершить обряд жертвоприношения, но не следует этому богоугодному правилу, пусть не приближается к месту чтения намаза вместе с нами».

Кто правомочен совершить жертвоприношение?
Совершить жертвоприношение могут лица, отвечающие следующим четырём требованиям:

  1. Должен быть мусульманином.
  2. Быть в здравом рассудке и достигшим возраста половой зрелости.
  3. Во время Курбан айта не должен находиться в пути.
  4. Иметь достаток помимо расходов на основные потребности в размере «Нисап», который равняется 85 грамм золота, или денежного эквивалента того.
    Наш Пророк указал, что человек в дни празднования Курбан айт своим участием становится ближе к Всевышнему Аллаху. Все части жертвенного скота должны приносить пользу окружающим. Поэтому свою жертву надо приносить с глубокой благодарностью и почтением.
    Согласно Священному Писанию, в «Судный день» участие в обряде жертвоприношения окажется большим подспорьем человеку. Об этом в одном из Хадисов сказано, что для жертвоприношения следует выбирать самый лучший скот, который приглянулся глазу, ибо он приносится во имя Всемогущего Аллаха.
    В действительности Всевышний не нуждается в пролитии крови жертвенного скота и его мясе. Смысл этого в Куран Карим определяется следующим. До Всевышнего не дойдут мясо и кровь вашей жертвы. Но непременно раскроются перед ним ваши сердечные пожелания.
    Может ли женщина организовать обряд жертвоприношения?
    Жертвоприношение — это право каждого человека, имеющего такую возможность. В Исламской религии не оценивается экономические правоспособности женщины, а только права ответственной личности. Поэтому, если женщина лично владеет правом распоряжаться имуществом свыше размера «Нисап», то она вправе от своего имени совершить жертвоприношение.
    Какие особенности должны быть у жертвенного скота?
    Первое. Для жертвоприношения годятся овцы, козы, коровы, верблюды обоих полов. Не годятся для жертвоприношения птицы типа уток, гусей, индюков и других. Последние считаются запретными для принесения в жертву.
    Второе. Признаются пригодными для принесения в жертву овцы и козы возрастом не менее 1 года. Однако, если шестимесячный ягненок упитан и пригожий, размером также как годовалый, то принесение его в жертву допускается. Козы непременно должны быть возрастом не менее 1 года. Kоровы допускаются в возрасте 2 лет, верблюды при достижении 5 лет.
    Третье. Жертвенной скот должен быть здоров, без каких-либо изъянов. Не должно быть каких-либо недостатков внешнего вида.
    Во время обряда жертвоприношения следует обратить внимание на следующие условия:
  • Место жертвоприношения должно быть тщательно очищено.
  • Жертвенной скот доставлять к месту жертвоприношения следует бережно.
  • Жертвенный скот обращают головой в сторону Кубыла, возложив на левый бок.
    Перед жертвоприношением непосредственные участники и лицо, совершающее кровопускание жертвенного скота, обязаны произнести установленные обязательные молитвы с обращением к Всевышнему Аллаху. Несоблюдение этого условия, согласно Ханафитскому Мазхабу, ведет к нарушению обряда жертвоприношения и невозможности использования мяса животного для празднования Курбан айт. Для этого следует получить советы у знающих людей, в мечети.
    Время жертвоприношения начинается с первого дня Курбан айт после намаза, а завершается к концу третьего дня празднования. Во избежание различных нарушений обряда Курбан шалу считается неправильным использовать плохо освещенное место. Зато в хорошо освещенном месте допускается проводить обряд жертвоприношения ночью.
    Как делится жертвенный скот?
    Считается правильным раздавать мясо жертвенного скота, разделенное на три части. Первая часть предназначена для близких и родных, среди соседей оно распределяется в качестве праздничного подарка. Вторая часть предназначена для бедных и нуждающихся людей, а третью часть использует хозяин жертвенного скота для семейных нужд. Однако также приветствуется раздача всех трех частей жертвенного мяса в пользу бедных и нуждающихся людей.
    Не допускается выделение какой-либо части жертвенного скота в качестве уплаты специалисту-забойщику скота. В связи с этим досточтенный Хазрет Али сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует!) во время принесения в жертву верблюдов поручил мне не распоряжаться раздачей шкуры и шерсти животных. При этом запретил в качестве оплаты за работу отдать от жертвенного скота какую-либо часть забойщику. Он сказал, что оплату мы дадим отдельно от себя лично». Мясо жертвенного животного должно быть отдано бедным или в распоряжение благотворительного фонда.
    Допустимо ли объединение людей для совместного жертвоприношения скота?
    Овцу или козу, считающихся мелким скотом, в качестве жертвоприношения может принести только один человек. Такой крупный скот, как верблюд или корова, могут совместно принести в жертву до 7 человек. Люди, объединившиеся для совместного жертвоприношения, должны иметь искренние намерения во имя святой цели праздника Курбан айт. Если среди объединившихся для жертвоприношения людей окажется один, который имел целью лишь получить мясо, то весь совместный обряд считается не достойным Курбан айта.
    Допустимо ли жертвоприношение от имени усопших?
    Любой человек, желающий во время обряда жертвоприношения во имя Всевышнего Аллаха отдать дань почтения умершим родственникам или почитаемым гражданам, вправе отметить их имя во время молитвы. Однако организатор Курбан шалу в первую очередь должен приносить жертву от своего имени. В этой связи следует обратить особенное внимание на следующие обстоятельства: если умерший человек завещал от своего имени произвести обряд жертвоприношения, то эта жертва приносится на очередной Курбан айт. Поскольку завещатель жертвоприношения сам лично уже не может испробовать жертвенного мяса, то оно в полном объеме должно быть роздано людям. Точно так же поступают в случае, если обряд совершается на средства умершего человека из оставленного им имущества. Если же покойный не завещал провести Курбан шалу, однако в знак уважение к его памяти другой человек на собственные средства приобрел жертвенный скот, то он вправе произвести жертвоприношение на праздник Курбан айт или в любой другой день. В этом случае жертвенное мясо можно раздать по своему усмотрению, либо оставить для семьи.
    Да примет Аллах наши молитвы!
    Амантай САДИЕВ, главный имам городской центральной мечети «Кеңесхан қажы».
Comments (0)
Add Comment