В северной столице Российской Федерации прошел традиционный Международный медиафорум «Диалог культур», где приняли участие молодые журналисты, фотографы, видеографы и другие творческие лица Евразии. Примечательно, что житель Тараза 32-летний Асылбек Имандосов стал единственным фотографом из Казахстана, который прошел конкурс и отправился в Санкт-Петербург, представляя нашу страну и культуру.
На протяжении 17 лет форум остается местом, где участники – молодые лидеры информационного пространства России и стран Евразии – в формате диалога ищут ответы на современные медиавызовы, представляют свои проекты, направленные на сближение различных культур. В этом году в «Диалоге культур» принимали участие 15 стран, в том числе журналисты и представители креативных индустрий Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Херсонской области.
Журналисты, операторы, фотографы, дизайнеры — всех объединяет один язык общения — культура. Это площадка для начинающих специалистов представить свои работы на более широкую массу, обменяться опытом, найти друзей и единомышленников из разных стран.
Самое интересное – это то, как Асылбек Имандосов принял участие в медиафоруме «Диалог культур».
– Откуда Вы узнали о мероприятии и как именно туда попали?
– Я совершенно случайно узнал о нем от коллеги, который предложил подать заявку. Я согласился. Порядка двух недель рассматривалась моя кандидатура, я отправлял несколько десятков снимков, но прошло восемь кадров, которые зацепили судей. Было трепетно, но ожидания оправдались. После одобрения заявки я и отправился в Санкт-Петербург. Никаких проблем по прибытию не было: нас встретили, провели экскурсии, рассказали, что и как будет происходить.
– Какие были требования к участию?
– Как таковых серьезных или сложных требований не было. Важно было показать культуру места, откуда ты сам. Я представил фотоработы, которые лично мне нравятся. Долго их выбирал, хотел показать всю красоту и величие нашей культуры. На удивление я не стал ни с кем советоваться, а верил лишь себе и своему выбору. Кто-то же представил снимок кукурузы, кто-то арбуз. Но творчества было достаточно среди всех работ.
– Учитывая большое количество гостей, были ли знакомые для Вас лица?
– Если честно, то многих я не знал до медиафорума. Несмотря на то, что мы друг друга не знаем и не видели ранее, общение у нас было хорошее. Конечно, со всеми сразу не пообщаться и не познакомиться. Это был бешеный поток людей.
– Что Вам дало участие в медиа- форуме?
– Я раньше боялся принимать участие в конкурсах, ибо считал, что мои работы недостойные. Участие в медиафоруме открыло мне глаза на то, что границы только в нашей голове. Я не собираюсь останавливаться на этом, буду развиваться дальше и покорять большие горизонты. К тому же это участие дало мне дополнительный толчок к реализации каких-то своих идей, которые я долго откладывал. Естественно, когда твои работы висят в Эрмитаже, а люди подходят чтобы их разглядеть, ты понимаешь, что творишь не зря.
– Что чувствуете, зная, что Вы единственный со всего Казахстана отправились туда?
– Честно говоря, я впервые участвую в подобном мероприятии, не могу ответить. Но если было бы просто, то, думаю, меня бы одобрили сразу. Но могу отметить, что чувствую гордость за себя, за свой город и страну. За то, что я могу при помощи своего творчества рассказывать о своей Родине миру. Для меня это огромная честь – размещаться в Эрмитаже, в главном штабе. Многие люди подходят, рассматривают вблизи мои работы. Это очень радует!
– Привлекла ли Вас культурная столица, как фотографа? Удалось сделать кадры?
– Естественно, Санкт-Петербург – очень красивый город. Меня поразила его архитектура. Мы попали в туда во время «белых ночей», что поистине красиво и завораживающе. Было большое желание сделать тысячи кадров города, но, к сожалению, у нас был плотный график и лично я без сил возвращался в отель. Немного кадров сделал, но с удовольствием бы посетил еще раз культурную столицу для реализации проектов.
– Расскажите в целом, чем Вы занимаетесь и как давно?
– Я фотограф, начал увлекаться фотографией в далеком 2011 году. Осознанно занимаюсь уже лет пять. Почему говорю осознанно? Потому что до этого периода времени я работал на коммерцию, изучал тонкости фотодела. После чего у меня выработался свой собственный стиль, в котором я и стараюсь работать. Именно за этот период у меня сформировался свой почерк, определенные предпочтения в жанрах фотографии, я собрал своих клиентов и технику для творчества. К слову, первое время снимал на старый фотоаппарат, собрал всю коллекцию объективов к камере. Сейчас перешел на новый аппарат, который в несколько раз лучше работает. Конечно, аппаратура стала дороже. Стоит отметить, что у меня нет какого универсального решения для съемки фото. Я использую как зум-объективы, так и с фиксированным фокусным расстоянием. Каждый из них хорош.
– Это Ваше хобби или профессия?
– По профессии я специалист IT, но ни минуты не проработал по специальности. Потому что у меня творческий склад ума. Если честно, не хотелось сидеть в комнате или офисе и сутками напролет писать коды, продумывать все мельчайшие особенности и искать ошибки. Не мое это. Чувствую, что именно фотография – это мое призвание. Как говорится, найди любимое занятие и тебе не придется работать ни дня в своей жизни. Свое я нашел!
– Каких успехов достигли за это время?
– За свою карьеру я объездил почти весь Казахстан, побывал в ближнем и дальнем зарубежье: Грузия, Турция, Мальдивы, Узбекистан, Египет, Исландия, Германия. Все благодаря своему творчеству. Делал фотографии для знаменитых спортсменов, актеров, певиц и блогеров. Раньше я и представить не мог, что мое творчество может приобрести такие масштабы.
– Расскажите о своем самом интересном проекте?
– Когда бывает время, я стараюсь проводить авторские проекты. Один из запоминающихся – то, как мы в Египте находили различные костюмы мумий и создавали неповторимые сюжеты среди пустыни. Это было с известным блогером. Сложностью была аномальная жара. Мы хоть и с юга страны, но египетская жара, пески и ветер знатно потрепали нас. Но если честно, это один из моих самых красивых проектов, что мне довелось делать.
– Съемка в студии или на природе?
– Я использую оба варианта. Однако к съемке на природе надо дольше готовиться: надо найти подходящую локацию в черте города или за его пределами, добраться дотуда, отснять материал и вернуться обратно. Как мне кажется, я вырос с фотосессий в парках. Да и не знаю, где у нас в парках был бы интересный кадр. Но в студии мне нравится работать летом. У нас аномальная жара, а в студии есть кондиционеры.
Разберем пример семейной съемки. Начнем со студийной фотосессии. В чем ее преимущества? Фото в студии – это полностью управляемая обстановка. Здесь можно выбрать интересный интерьер: для семейных фотосессий существует масса студий с уютными мягкими уголками, с детскими площадками, с домашней мебелью и большим количеством аксессуаров для фотосессий. В фотостудии полностью управляемое освещение – фотографии будут идеально сбалансированы в соответствии с подходящими схемами освещения. Важный плюс съемок в студии – независимость от погодных условий. Будь на улице дождь, снег, гроза, холод – в студии всегда можно провести фотосъемку. Что можно сказать о семейной фотосессии на природе? Если погода теплая и светит ненавязчивое солнышко, ничто не заменит замечательную фотосессию в стиле пикника на природе. Всей семьей можно собраться на полянке в лесу или парке, принести с собой корзинку с легкими закусками, организовать игры для детей и провести не только фотосессию, но и просто насладиться прекрасным летним днем. Фотографии с таких мероприятий получаются очень живые и жизнерадостные. Отличие такой фотосессии – естественность и приятная атмосфера окружающей среды. Фото в студии для людей, непривычных для такого рода съемок, может вызывать некоторую стесненность. В отличие от студийной съемки, фото на природе – будь это пикник или просто фотопрогулка – как правило, всегда проще и комфортнее. Выбор того или иного рода съемки зависит от времени года, настроения, задумки и многих других факторов. Поэтому какую съемку предпочесть – выбор индивидуальный.
– Что Вы думаете о фотоиндустрии в нашем городе? Чего ей не хватает?
– Фотография стала стремительно развиваться в целом в Казахстане. Когда я начинал, даже курсов не было, все приходилось изучать методом проб и ошибок. Сейчас это стало доступным и очень престижным делом. Даже смартфоны уже имеют достойную камеру. Поэтому каждый второй хочет обучиться хотя бы основам фотомастерства.
– Какие советы можете дать начинающим фотографам?
– Когда вы начнете серьезно подходить к фотографии, то никогда больше не увидите вещи по-прежнему. Если ваш опыт критичного изучения вещей такой же, как у меня, вы заметите, что начали пристально разглядывать каждую увиденную фотографию и видео. Как только вы начнете гнаться за хорошими снимками, можете рассчитывать, что ваш стиль жизни изменится. Ранее пробуждение или бодрствование до поздней ночи, чтобы получить уникальное освещение, станет рутинной частью жизни. Лично я считаю, что пристальное изучение хороших снимков – отличный способ улучшить свои работы. Если с головой окунуться в мир фотосъемки, это заставит правую долю мозга работать активнее.
Фотография – недешевое удовольствие, особенно, если вы планируете активно покупать оборудование. После покупки своей первой зеркалки, вы подписали обязанность покупать «систему» объективов и вспышек, которые работают только с этой маркой. Если после такого вам захочется продать все и перейти на другой бренд, это может обойтись в немалую сумму (я менял свой сетап, знаю, о чем говорю). Есть два подхода, чтобы избежать затратной стороны фотосъемки: первый – не привязывайте успех к используемому оборудованию. То есть нельзя убеждать себя, что дополнительный объектив сделает ваши работы идеальными. Когда дело доходит до оборудования, не существует магической палочки; лучший подход – постепенно и вдумчиво докупать все необходимое. Во-вторых, сократите стоимость при помощи экономии. Покупка подержанной техники поначалу казалась мне пугающей, но со временем стала шансом купить камеры и объективы, которые были за гранью моих возможностей. Умные решения, такие как покупка быстрого фикс-фокуса поможет справиться с синдромом сбора оборудования.
Важно также понять принцип работы треугольника экспозиции, а также научиться балансировать и креативно подходить к экспозиции. Не волнуйтесь, считая стопы и идеально передавая свет, ведь есть множество других вещей, как, например, правильное позирование моделей и контроль освещения.
Наверно, один из главных советов: переключайтесь на ручной режим.
Чем раньше вы начнете по-настоящему контролировать экспозицию, тем раньше перестанете быть человеком, который просто щелкает по кнопкам. Это не всегда легко – вам потребуется узнать многое об измерениях, экспозиции, фокусе и других вещах.
Выход за рамки режима автоматической экспозиции – самый главный шаг для перехода от новичка до мастера. Когда вы начнете контролировать фотографию и научитесь разбираться с нюансами экспозиции, то перевернете работу с ног на голову и сможете предвидеть результат. Вы будете использовать подсветку, создавать креативную экспозицию, а также придумаете множество сценариев, с которыми камера справится самостоятельно.
Всегда берите камеру с собой. Вы никогда не получите хорошие снимки, если камера лежит дома. Я сказал себе, что, если хотя бы раз оставлю камеру дома, в этот день я потеряю шанс выиграть награду за фотожурналистику, которую я так ждал. Поэтому меня редко можно увидеть без фотоаппарата. Не важно, носите ли вы с собой зеркалку или iPhone с вашим любимым приложением, инструмент для фотосъемки должен быть всегда под рукой!
Не гонитесь за дорогими фотоаппаратами. Да, дорогая техника – это всегда хорошо. Но ключевую роль играет именно оптика, то есть объектив. Если у тебя есть «полтинник» (фокусное расстояние = 50mm) с диафрагмой f/1.8, то ты, считай, владеешь хорошей техникой. Это универсальный объектив, который позволяет делать как портреты, так и пейзажи. Стоит обращать внимание на фокусное расстояние, резкость объектива, его умение быстро фокусироваться и диафрагму. Даже если у тебя старая камера, но хороший объектив, то у тебя могут получиться отличные снимки без потери качества. Да, дорогие камеры отличаются от дешевых качеством снимков, светосилой и так далее. Но порой лучше купить «полтинник», нежели новую камеру с китовым (стандартным) объективом.
– Как относитесь к курсам от «именитых» фотографов?
– Я самоучка. Именно обращение с камерой, настройки, фокусные расстояние и другое – можно изучить самому, путем проб и ошибок. Поэтому я и сказал, чтобы вы брали камеру с собой. Только постоянно фотографируя, чему-то да научишься. А про курсы, мне кажется, нужно учиться именно обрабатывать фотографии, здесь они скорее всего и пригодятся. Но не стоит лезть в дебри. Порой достаточно посмотреть видео на YouTube, самому попрактиковаться с обработкой, добавить пресеты и просто «дергать» ползунки. Конечно, желательно учиться и практиковаться. Без этого никуда.
– Какие планы на будущее?
– Как говорится, хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Я не любитель строить долгосрочные планы. Живу в настоящем моменте. И именно в этом моменте я отдаюсь своему делу на 200 процентов. И тогда то, что случится в будущем, будет не удачей, а результатом упорного труда!
Интервью подготовил Дионисий ПЛЯШЕШНИК,
фото Асылбека ИМАНДОСОВА