Куда катится национальная валюта?

В 2014 году из-за финансового кризиса Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поставил перед Национальным Банком задачу по дедолларизации экономики. «Перед Правительством и Национальным Банком ставятся две важные задачи: дедолларизация нашей экономики и переход к инфляционному таргетированию. Они должны стать составляющими новой экономической политики», – так тогда сформулировал поручение Н. Назарбаев.

Зачем все это, и почему так получилось? Просто казахстанцы слишком привыкли все считать в долларах, поэтому так болезненно реагировали на скачки курса иностранной валюты. Зачем думать в долларах, если еду в магазине мы покупаем за тенге? Проблема тогда активно решалась, например популярные сайты по продаже недвижимости и автомобилей стали указывать стоимость в национальной валюте. Цена, правда, автоматически корректировалась в зависимости от изменения курса доллара, но формально поставленную задачу мы выполнили. Преследуя все ту же цель, сильно снизили ставки по депозитам в долларах и заметно приподняли ставки по депозитам в тенге. Но почему дедолларизация сознания не принесла нужного результата за четыре года своей реализации? Все просто: хотя страну и отучили думать в зеленой валюте, привив привычку считать все в тенге, но это всего лишь косметические меры. Основной доход страны – экспорт энергоносителей, в частности нефти и газа, считается в долларах. Плюс страна на сегодняшний день не способна обеспечить себя полностью даже сельскохозяйственными продуктами. А значит, многое приобретается за рубежом. Иностранцы, и это логично, ведут свои дела в долларах, что, соответственно, напрямую воздействует на рыночные цены товаров и услуг. Нынешний рост курса доллара очень беспокоит граждан, и вместо утреннего чая люди, едва проснувшись, отправляются проверять его в Интернете.

В сложившейся ситуации пресс-конференция, которую организовал Жамбылский областной филиал Национального Банка РК для представителей СМИ, была как никогда уместной. Рассказал о положении дел национальной валюты руководитель филиала Евгений Шарыгин.

Он подчеркнул, что это не наша личная трагедия, национальная валюта многих развивающихся стран сегодня пошатнулась из-за геополитической напряженности в мире и санкционной политики Соединенных Штатов Америки. Так, например, положение китайского юаня сильно ослабло в связи с вводом 25-процентной пошлины на китайские товары в США и ответными санкциями Китая. Санкции в отношении России и ряда турецких чиновников, которые пока лишь анонсированы, уже заметно ударили по российскому рублю и турецкой лире.

Ситуация в Казахстане вполне объяснима. Китай и Россия – наши главные экономические партнеры, и удар по ним не мог не отразиться на нас. С августа 2015 года тенге находится в состоянии свободно плавающего курса, а значит, внешние факторы способны сильно на него повлиять. Плавающий курс, кстати, помимо всех минусов, имеет и свои плюсы. Например, он положительно сказывается на конкурентоспособности местных производителей.

С начала месяца стоимость доллара увеличилась на 4,78 процента, и на момент написания материала составляет 363,28 тенге за доллар. С начала же года его стоимость увеличилась на 9,31 процента.

Национальный Банк РК контролирует ситуацию на валютном рынке и в случае резких необъяснимых колебаний готов сглаживать курс доллара. В Жамбылской области на данный момент функционируют 108 обменных пунктов 12 филиалов банков второго уровня и 27 уполномоченных организаций, занимающихся покупкой и продажей иностранной валюты. Анализ валютного рынка в регионе показал, что количество валютных операций с долларом заметно снизилось по сравнению с прошлым годом, а допустимая разница курса, используемая обменными пунктами, не превышается. Ажиотажа среди населения не наблюдается.

На свободно плавающий курс тенге оказывает влияние и инфляция, рост которой не превышает допустимые нормы. Эта цифра составила 5,9 процента по республике и 5,3 процента по Жамбылской области. Валовый внутренний продукт вырос на четыре процента по стране. Более того, по показателям роста наш регион находится на третьем месте в Казахстане и достиг 8,4 процента.

Изменение курса доллара может оказать как положительное влияние, так и негативное. Рассмотрим на примере. Страна продает баррель нефти за условных 70 долларов до падения курса, получает за него 22400 тенге. С нынешним курсом эти же 70 долларов равняются 25410 тенге. Так как все денежные операции внутри страны осуществляются в национальной валюте, номинально мы находимся в плюсе на три тысячи тенге с барреля. Обратная сторона медали – импорт. Условный Ахмед покупает апельсины за десять долларов и везет их в Казахстан. Продавать он их будет, конечно же, в тенге, но в пересчете на доллар он будет вынужден поднять цену, чтобы заработать или хотя бы не уйти в минус. В связи с этим, если ситуация не изменится в ближайшее время, имеется риск того, что цены на все привезенные товары несколько поднимутся.

Планируется, что ситуация с колебанием курса доллара стабилизируется к концу лета и зафиксируется на уровне 350 тенге за доллар. Осенью процесс продолжится, и стоимость доллара опустится до 340 тенге, по прогнозам аналитиков.

Статистика показывает, что доверие населения к национальной валюте не подорвано. 8,5 триллиона тенге находятся на депозитных счетах казахстанцев по всей стране, резкого оттока депозитных вложений не наблюдается. Более того, 52 процента всех вкладов на депозитах осуществляются в тенге. В Жамбылской области показатель тенговых депозитов составляет 71 процент.

В целом экономическая ситуация в регионе находится на подъеме. Промышленное производство демонстрирует хороший рост показателей, многие заброшенные объекты восстанавливаются и вводятся в эксплуатацию. Сельское и рыбное хозяйства увеличили количество выпускаемой продукции на 4,2 процента в сравнении с прошлым годом. Все это указывает на сохранение и даже некоторое увеличение количества рабочих мест, что снижает риски, связанные с внешними факторами, влияющими на наше финансовое благополучие.

Алексей ПОЛЯКОВ

Comments (0)
Add Comment