Киберспорт: Болезнь или здравое увлечение?

Раньше все мальчишки гоняли во дворе мяч, а девочки мечтали стать фигуристками. Сегодня наравне с общеизвестными спортивными дисциплинами зазвучало загадочное слово «киберспорт», которое, мягко говоря, напрягает многих родителей. Их тревогу можно понять. Учеба напрямую связана с компьютером, досуг тоже, а теперь еще прибавляется виртуальный спорт. Отсюда напрашивается вывод: подросток все время будет проводить в интернете, и хорошего тут ничего нет. Но давайте разберемся, какие преимущества несет киберспорт для детей, родителей и общества в целом.

Для начала стоит разобраться, что же это за термин такой, как давно он появился и что означает. Своим появлением киберспорт обязан американцу Эйнджелу Муньезу и популярному в 90-х шутеру Quake. В 1997 году этот господин создал первую профессиональную лигу киберспорта CPL. Целью проекта было сделать компьютерные состязания общедоступным зрелищем, как в любом виде спорта: со своими игроками, тренерами и болельщиками. И, внимание: призовыми фондами и ставками. Что для создателя было важнее – история умалчивает. Quake положил начало для индивидуальных турниров, а не менее популярный Doom 2 стал стартом для командной схватки.
Сейчас же киберспорт включает в себя множество дисциплин, но самыми популярными являются «CS:GO», «DOTA 2», «PUBG», «League Of Legend», «Hearthstone», «Clash of Clans», «Overwatch» и другие. Мы же рассмотрим точку значимости такого направления на примере дисциплины «CS:GO».

Признание киберспорта

Удивительно, но киберспорт признали официальным видом спорта в Казахстане летом 2018 года. С тех пор индустрия eSports получила бурное развитие. Федерация киберспорта Казахстана (QCF) организовала более 435 турниров разного уровня в более чем 15 дисциплинах. Кроме того, всплеск интереса со стороны новой аудитории способствовал приходу бизнеса в индустрию. К примеру, призовые фонды киберивентов в стране выросли с 17,3 миллиона тенге в 2019 году до рекордных 127 миллионов тенге в прошлом году, а за десять месяцев текущего года составили более 73 миллионов тенге. Однако на нашем местном уровне нет киберспортивной организации, которая могла бы помочь молодым талантам пробиться на республиканский, а то и на мировой уровень игры. По опросам горожан каждый третий играет дома и каждый восьмой пытается добиться каких-то успехов, играя на специальных платформах. Бывало и такое, что внутри школ или университетов проходили внутренние киберспортивные турниры, но дальше этих стен никто не смог пробиться.

А в чем польза?

Самый очевидный плюс, за которым и гонятся многие родители, – возможность хорошо зарабатывать уже с раннего возраста. Популярные дисциплины имеют солидные призовые, и если юный киберспортсмен с детства будет целенаправленно практиковаться, то имеет шанс рассчитывать на хороший гонорар. Спонсоры уже сейчас вкладывают в киберспорт огромные деньги, а в будущем их инвестиции будут только увеличиваться. Единственное условие – на мировой турнир допускается участник, если на момент начала соревнований ему исполнилось 16 лет.
Кроме того, не стоит пугаться, если киберспортсмен не достигнет необходимого навыка. Киберспорт – уже сейчас стал огромной индустрией бизнеса, в которой заработок возможен не только на игре, но и на организаторских способностях, комментаторстве, стриминге.
Еще один плюс – развитие психических процессов. От киберспорта улучшается внимание, развивается аналитическое мышление. Растет интеллект. Даже если не получится достичь больших высот, положительный эффект от тренировок все равно будет. Видеоигры способствуют правильному принятию решения в зависимости от обстоятельств, развитию логики, умению грамотно анализировать события. Киберспорт развивает реакцию и улучшает концентрацию. Занимающийся киберспортом не будет иметь проблем со скоростью принятия решений, ведь в игре нужно все делать очень быстро.
Подводя итог плюсов, нельзя не отметить, что киберспорт является молодым видом спорта, находящимся в самом начале своего развития. Неизбежный технологический прогресс приведет к появлению новых аспектов для собственной реализации, поэтому прошедший школу киберспорта ребенок точно не останется без ремесла.

Какие недостатки?

Без отрицательного влияния киберспорта, к сожалению, не обойтись. Однако грамотный подход к организации тренировок позволит завуалировать все минусы, которые, конечно, есть. Самое первое, на что сетуют противники киберспорта – это ущерб здоровью.
В частности, долгое сидение в одной и той же позе приводит к гиподинамии мышц. Чтобы этого избежать нужно обязательно заниматься обычным спортом параллельно с кибер, делать гимнастические упражнения и больше двигаться.
Помимо мышц страдают и глаза. В связи с тем, что киберспортсменам порой даже моргнуть нельзя до трех минут, происходит перенапряжение зрения. Но и здесь можно целенаправленно заниматься расслаблением глаз. Помогает специальная гимнастика.
Наконец, еще одним минусом киберспорта называют тот факт, что тренировки занимают намного больше времени, чем в обычном спорте. Изучение и отработка навыка, тактики и стратегий занимает до пяти часов в день. Этот факт обязывает с самого начала учиться правильно распределять время, планировать собственное расписание и задачи на день.
Подводя итог минусам, мы видим, что каждый из них при желании можно обращать в плюс, но если этого не делать, последствия могут быть очень серьезными для здоровья и жизни компьютерного атлета.

Миф: «На киберспорте нельзя построить карьеру»

Можно. Ещё как можно. Большинство людей думает, что киберспорт – это только те, кто играют на турнирах и те, кто комментируют это. Но на самом деле киберспорт это просто огромнейшая индустрия, в которой работают маркетологи, экономисты, бухгалтера, рекламщики, hr-специалисты, копирайтеры, менеджеры, психологи… Но я же не буду вам перечислять все нужные специальности для того, чтобы киберспорт просто-напросто работал?
Как и в обычном спорте, здесь есть масса путей для развития. Я знаю лично некоторых журналистов, которые стали проект-менеджерами различных новостных сайтов или же других, не менее интересных проектов. Главное – стремится к чему-то, ведь, как и в жизни, деньги с неба не падают.
Но если же ваш ребенок – игрок, то ситуация сложнее. Здесь нужно время на реализацию и упорные тренировки. Но если вы, как родители, не верите в вашего сына и в его увлечение, при этом неважно какое, ему будет тяжело достичь высот, ведь поддержка родителей – самое главное, что нужно детям.

Выдающийся Казахстан

Наша страна очень богата на киберспортсменов, которые выигрывали крупные турниры и возвышали Государственный флаг над головой.
К слову, буквально в прошлом году закончился финальный крупный турнир по дисциплине «CS:GO» – «BLAST Premier: World Final 2021», где встретились восемь команд со всего мира, которые значимо отличились за текущий год. В финале же столкнулись две СНГ команды: украинская «Natus Vincere» и российская «Gambit». В последней команде как раз и играет одна из звезд Казахстана на киберспортивной арене – Абай Хасенов (HObbit). Он профессиональный игрок в CS:GO, чемпион турнира Major (в составе Gambit Esports) в 2017 году. Начал выступать в 2015 году в миксе PARTY, который позже сменил тег на Tengri. Вскоре на казахского игрока обратила внимание организация Gambit Gaming и взяла его в аренду в октябре 2016 года. На первом в своей карьере Major в январе 2017 года Абай дошел со своей командой до 5-8 места. К слову, команда Абая проиграла в сложном противостоянии команде «Natus Vincere» с финальным счетом 2:1.
Если говорить о цифрах, то гранд-финал BLAST Premier: World Final 2021 между «Natus Vincere» и «Gambit» стал самым популярным матчем всего чемпионата. В пике за противостоянием СНГ-команд наблюдали 727 тысяч человек. Второе место по популярности заняла встреча «NaVi» и «Liquid» в нижней сетке – за ней следили 593 тысячи зрителей. Тройку лучших замкнул поединок «G2» и «NaVi». Показатель этого матча составил 589 тысяч человек. В топ-5 также вошли противостояния «NaVi» с «Vitality» и «Liquid» (верхняя сетка).
Говоря о выдающихся киберспортсменах, на ум сразу приходит Даурен Кыстаубаев, более известный как «AdreN». Его также можно назвать одним из самых знаменитых киберспортсменов Казахстана. Вместе со своими земляками из команды «k23» он смог по-настоящему ворваться на профессиональную сцену. После этого он играл в таких командах, как «UNiTED», «MYM» и прочих. Высочайший личный скилл и образцовая стабильная игра являются отличительными чертами AdreN’a. Осенью 2012 года, одновременно с переходом на версию Global Offensive, Даурен стал частью «Virtus.pro», однако уже в июне следующего года игрок покинул команду, а спустя месяц присоединился к «Astana Dragons».
Вскоре он вместе с остальной командой покинул казахстанскую организацию, и их спустя несколько месяцев, в марте 2014, подписали «HellRaisers». Спустя шесть месяцев HR решили попрощаться с Дауреном, ссылаясь на не самые лучшие результаты коллектива за последнее время. В итоге казах начал выступать за «dAT Team». За эту команду он играл до января 2015, а затем организация «HellRaisers» вновь вернула его в «родной дом». Около девяти месяцев Даурен играл за «HR», после чего вместе с игроком «mou» покинул команду. Спустя несколько недель они совместно с игроками «Dosia», «hooch» и «waylander» образовали «HS.GG», которых в начале января 2016 подписали «Gambit Gaming». После прошел нелегкий труд в командах «FaZe Clan», «Avangar», «Virtus.pro» и вернулся в родную «k23». Сейчас же Даурен занят собой, проводит аналитику матчей, недавно принял участие в шоу-матче против команды стримера и можно сказать, что живет в свое удовольствие.
И таких выдающихся людей очень много: Александр s1mple Костылев (NAVI), Матье ZywOo Эрбо (Team Vitality), Николай device Ридтц (Astralis), Никола NiKo Ковач (G2), Денис electronic Шарипов (NAVI), Бенджамин BlameF Бремер (Complexity), Робин ropz Коль (mousesports), Джонатан EliGE Яблоновски (Team Liquid) и другие. Эти имена знают и уважают во всем мире. Они и являются мотивацией для молодежи, которая тренируется и занимается саморазвитием. Если вы родитель и замечаете, то что ваше чадо сутками сидит за компьютером, то присмотритесь и подумайте: «А не киберспортсмен ли у меня растет?».

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Comments (0)
Add Comment