Юрий ЕФИМОВ
Дневник я вел еще в старших классах школы, потом в институте и даже в армии, где это было запрещено. Потом забросил, когда стал журналистом – и так писалось много и интересно. Теперь, когда большая часть даже рабочего времени проходит в четырёх стенах, думаю, надо собирать мысли в кучу для последующего анализа – вдруг что-то пригодится для творчества? Итак…
28 марта
Мысль о том, что месяц придется провести под домашним арестом никого не пугает. По опросам соседей, коллег, друзей и знакомых, более всего нас беспокоит, как будут обстоять дела со школьным обучением. Студенты-то более приспособлены к дистанционному обучению, всю инфу качают из сетей, сидят в них безвылазно многие, так что вся проблема, как кажется, с первоклашками и прочими, вступающими в жизнь учащимися.
Супруга просит сходить в «Керемет» (ближайший к дому большой магазин) и взять про запас муки, круп, макарон, растительного масла и прочего, что долго не портится. Я сам только что в сетях смеялся над теми, кто бросается сметать с полок в магазинах съестное, но под чутким руководством супруги, сходил в супермаркет и создал аварийный минизапас продовольствия. Кстати, в нашем районе железнодорожного вокзала особого ажиотажа в магазинах не наблюдается. Как рассказали знакомые продавщицы, спрос на долгохранящиеся продукты вырос не намного. Но карантин – это же не блокада.
Людей на улицах стало заметно меньше, как и машин. Это радует. Может воздух станет хоть чуть-чуть чище.
30 марта
Дочь моя, живущая в южной столице, по профессии фотограф, сообщила, что в Алматы после начала карантина дела у сферы обслуживания совсем плохи – заказы или отменены, или перенесены на лето. Маркетинговая фирма, что зять создавал с коллегами пять лет и таки-создал и раскрутил ее работу, закрыта до окончания карантина. Работники ушли в неоплачиваемые отпуска, даже офис пришлось освободить, поскольку аренду платить нечем. Теперь идет дистанционная работа, но насколько это выгодно – пока неясно. Начал думать о том, чем могу помочь ребенку в такой ситуации.
Наш район неожиданно стал спальным. По вечерам тихо, поскольку все многочисленные кафе, рестораны и шашлычные закрываются в десять вечера, а по большей части и не открываются вовсе. Народ привык гулять широко и долго, а тут такой облом. Ночи стали безмятежными.
Без проблем работают продовольственные магазины, коих на пятачке в два гектара у дома – пять штук, и все – уже много лет. Даже базарчик у перекрестка Байзак-батыра-Желтоксан действует почти в обычном режиме. Больше стало людей в масках, в аптеках этих повязок не найти. Пока цены на продукты питания остаются прежними. Большинство знакомых бравируют тем, что ходят как обычно, без предохранительных средств.
И не понять толком: кто-то утверждает, что маски чутьли не панацея от короновируса, другие столь же уверенно говорят, что реально спасают только армейские респираторы и герметичные очки, третьи твердят, что после приема внутрь 50 граммов водки (коньяка, виски, бренди, самогона – по вкусу) не страшен никакой вирус, наконец, курильщики поверили, что никотин убивает не только лошадь, но и летающую в воздухе дрянь.
Мне неожиданно стали мешать борода и усы, под маской, от которой еще и быстро запотевают очки, растительность на лице начинает чесаться, оттого и вся защитная функция «намордника» идет псу под хвост. Пока вокруг никого нет (что недавно было немыслимо), снимаю маску и хожу без нее. Для пущего самоуспокоения на улице периодически обрабатываю лицо 70-процентным раствором спирта, настоянного на лимонной цедре. Сказал бы мне кто лет 30 назад, что буду так употреблять благородный напиток – счел бы его сумасшедшим. Старею, наверное.
Договорился с родителями,– а они у меня немолоды (по 83 года), – что буду ходить за продуктами и лекарствами только сам, пусть посидят в изоляции. Так спокойнее.
Первое апреля
День дурака нынче совсем не похож на привычные. Все шутки – о болезнях, эпидемиях, вирусах и далее в том же духе. Но пока что, все напоминает фильм, а не настоящую эпидемию. В нашем городе нет ни падающих без сознания зараженных, ни испуганных лиц под масками, хождение в районе за продуктами в магазины остается прежним, да и перебоев с продуктами нет.
Написал «эпидемия» и вспомнил рассказ бабушки, ЗуреУмеровой, которая в 1921 году пережила в Крыму страшную эпидемию азиатской холеры в Крыму. После тягот Гражданской войны, немецкой, а затем и союзнической оккупации полуострова, белого, а затем и красного террора, когда, казалось бы, все самое страшное осталось позади, пришла болезнь.
Да какая! Рассказывала бабушка: утром здороваешься на улице с соседом, который выглядит как обычно, а вечером видишь, как его несут хоронить. Сначала резкий подъем температуры, тошнота, головокружение, рвота, диарея, обезвоживание до того состояния, что кровь превращается в гель. Сердце не выдерживает нагрузки и … все. Из тех больных, кого забирали в холерные бараки, назад не вернулся никто.
Когда заболела бабушка (ей было 16 лет), родные оставили ее дома. Крепкий молодой организм (она прожила 92 года) и местный профессор Дмитрий Ширяев сотворили чудо – девушка выздоровела. По разным данным, только в Симферополе из 873 заболевших умерли 579. Так что нынешняя статистика на таком историческом фоне не пугает. Правда, на кашляющих на улице окружающие уже начали смотреть с испугом.
Неприятно садиться в автобус, особенно браться за поручни. Приобрел распылитель с дезинфектором для ладоней, теперь пахну фенолом и эвкалиптом. Новая шутка: теперь человек с запахом алкоголя вызывает больше доверия, чем без него.
Пятое апреля
В этот день в 1242 году случилось Ледовое побоище – Александр Невский разгромил очередных евроцивилизаторов на льду Чудского озера. Холодно тогда было, не то что теперь с этим глобальным потеплением! Сейчас бы Невский с рыцарями посмотрели бы друг на друга с разных берегов озера, погрозили кулаками, обменялись ругательствами и разошлись. И вся история насмарку!
Это я к тому, что в период карантина, у нас появилось время на культурное развитие. Кто-то запил, конечно, кто-то выбрался на дачу и занялся овощами под пленкой, а вот обитатели многоэтажек остались наедине с телевизорами и компами. Книги ныне не в чести, так что из всех искусств для нас важнейшим является кино (прямо по В. И. Ленину), или новостные сюжеты Яндекса, например.
По теме большой набор фильмов – вот, американская «Эпидемия» 1995 года с ДастиномХофманом, Дональдом Сазерлендом (как всегда это главный злодей) и Кевином Спейси. А в США из Африки попал вирус, который убивает носителя за сутки после заражения. Очаг заболевания локализован в небольшом городишке с двумя с половиной тысячами населения.
Чтобы вирус не вырвался на остальную территорию, большой военный начальник (Дональд Сазерленд), отдает приказ сбросить на карантинную территорию самую мощную неатомную бомбу. А микробиологи тем временем нашли источник заразы и вот-вот создадут вакцину…
Еще хороший фильм режиссера Стивена Содерберга в тему и с очень точным предсказанием событий – «Заражение» 2011 года (не путать с одноименным российским сериалом 2016 года), с мощным актерским составом. Тут вам и Кейт Уинслет (Титаник), Джуд Лоу (Враг у ворот и т.д.), Мэтт Деймон (Перл-Харбор, серия про агента Борна), Гвинет Пелтроу (в представлении не нуждается), Лоренс Фишберн и прочие известные лица.
Эпидемия начинается в Китае: летучая мышь ест банан, его доедает свинья, ту отправляют на разделочный стол, а мясник забывает о правилах гигиены… Неудивительная точность предвидения – автор сценария взял за основу вспышку коронавирусаSARS, произошедшую в Китае в 2003 году. Тот вирус потом мутировал в нынешний. Фильм интересный, но тяжелый, как все эпидемии.
Российская же «Эпидемия», похоже не оригинальна, но вполне увлекательна. Неожиданная (как всегда) вспышка непонятной болезни, дающей неправдоподобно высокий уровень смертности погружает страну в хаос. Герои фильма бегут из Москвы на спасительный островок где-то в Карелии. Главной же опасностью для уцелевших от вируса, становится не болезнь, а вооруженные банды, в которые моментально превратились спецназ полиции и военные. В самом конце первой части откуда-то в историю влезают китайские военные. Откуда они в Карелии?
Самый пугающе точный прогноз выдал в своем «Противостоянии» еще в 1990 году гуру жанра ужасов и постапокалипсиса Стивен Кинг. Книга длинная, местами затянутая, но увлекательная. Рекомендую. По ее прочтении вы поймете, как прекрасен был бы наш мир без человеческой жадности, глупости и тяге к власти над себе подобными.
Шестое апреля
Это первый день дистанционного обучения школьников, по мнению большинства родителей, подтвердил поговорку про первый блин. Однако по мере приспособления всех сторон процесса к происходящему, негативные оценки нового метода пошли на убыль. Для мальчишек и девчонок более неприятными оказались ограничения по передвижению и запрет на живое общение со сверстниками. Что поделать – детям необходимо бегать, прыгать, откуда-нибудь падать и кого-нибудь ловить.
А как это сделать в четырех стенах? Да еще общение только по телефону… Дочь сообщает из Алматы, что после трех недель строгого карантина люди начали выходить довольно массово во дворы, выгуливать детей, но общаться предпочитают на расстоянии. Так что, скорее всего, предел выдержки в замкнутом пространстве – где-то три недели и есть.
В нашем районе во дворах пустынно, люди встречаются и здороваются только у магазинов. Все уже привыкли ходить в масках, в магазин никого без защиты органов дыхания не затащишь. Масок в открытой продаже по-прежнему нет, от людей так же попахивает спиртом, поди пойми, снаружи его применили или внутрь. Впрочем, движение автотранспорта по городу так ограничено, что многие, ранее сдерживаемые правилами поведения за рулем граждане, вынуждены от скуки наверстывать упущенное.
Что касается ограничений, то тут мне задают соседи и знакомые массу вопросов. Сосед по площадке Роберт, трудится на «ТаразТрансЭнерго». Контора архиважная, но база их на самом краю Тараза – возле РК-4, чья дымовая труба видна со всех точек города. Так вот, добираться туда на автобусе – лучший способ подцепить коронавирус, а разрешения для езды на собственном авто Роберту не дают. «И что тут полезного для карантина?»- спрашивает сосед. Если начнется вспышка заболевания среди работников жизненно необходимых отраслей городского хозяйства, то всем разом станет кисло.
Друзья семьи имеют участок земли в Байзакском районе – в паре километров от Ровного. Как сообщили в региональной палате предпринимателей «Атамекен», все, кто занимается сельским хозяйством, проживая в городе, но имея участки земли за его пределами, получат разрешения на свободное передвижение. Друзья уже несколько дней такое разрешение получить не могут. Из города не выезжают и не знают пока, что им делать дальше.
В супермаркете «Керемет» меня встретил молодой человек в противочумном костюме, вооруженный «пистолетом» — инфракрасным бесконтактным термометром. Чувствую себя героем фильма «Вспомнить все», как его проверяли по прилете на Марс. Температура моего лба определилась в 36,1 градуса. Пронесло.
11 апреля
Прошел снег, словно в сказке «12 месяцев. 21 век», где климат перевернулся с ног на голову. Много поломанных веток на деревьях в районе, зато пошли долгожданные дожди. У нас к началу апреля почва начала выглядеть как в июле – ни снега зимой, ни дождей весной. Немного отвлекло от самого карантина. Начинаю всерьёз завидовать владельцам частных домов с их участками – а тут только вид с четвертого этажа.
Кстати, воздух в городе реально стал чище. Как это здорово, оказывается! А после снега и дождей и пыли почти нет. Кайф.
Уже привыкли общаться с друзьями по скайпу и уотсапу. Жаль только, что в баньку по скайпу не попадёшь. В Алматы, похоже, люди в основном преодолели шок от карантина.
В магазине уже перестали спрашивать новости города, коронавирус пока то ли копит силы, то ли перестали новый завозить. Продавцы тоже привыкли и к маскам, и прочим видам собственной защиты. Все ожидали резкого скачка цен на продукты питания, но пока печальные ожидания не оправдались. Могу себе представить, сколько сейчас человек пытаются получить те самые 42500 от государства. Опять, как в 90-е, самыми обеспеченными стали пенсионеры.
13 апреля
В школах не будет в этом году экзаменов – какая радость для детей!
Друзья получили разрешение на проезд водителя и двух пассажиров на поле в Байзакский район, осталось проверить, как оно действует. На автобусной остановке спортивного вида парень жалуется, что сидит здесь с 8.00 уже полтора часа, но ни 41-го, ни 40-го маршрутов не было ни разу.
Оказалось, ему в район бывшей горбольницы. Да он туда бы уже три раза пешком дошел, но эта простая мысль не пришла в его голову. То ли инерция мышления, то ли просто лень. Встретился и знакомый индивидуальный предприниматель, занимающийся установкой и ремонтом кондинционеров и прочей климатики. Но никак не может получить разрешение на передвижение в карантине.
Звоним в «Атамекен», нас оттуда посылают в штаб карантина. Звоним в штаб, нас отсылают в базу данных «Сергек», а оттуда – опять в «Атамекен»! – жалуется знакомый. – Заказ есть в Сарыкемере, но не проедем. Клиентке 88 лет, у нее астма, сломался кондинционер, ей нужен климат-контроль – но и к ней попасть невозможно! Ищем пятый угол в круглой комнате!
Вот так дела обстоят в Таразе на сегодня.
Продолжение
следует…