Как чужая земля стала Родиной

31 мая – День памяти жертв политических репрессий отмечается в Казахстане с 1997 года. В этот день вспоминают людей, погибших в эпоху сталинских репрессий, сопровождавшихся гонениями, казнями и насильственными депортациями безвинных людей. Казахстан, ставший домом для сотен тысяч репрессированных граждан, также являлся местом расположения самых крупных исправительных лагерей. Только на территории Казахстана в те годы было осуждено свыше ста тысяч человек, четверть из которых приговорили к расстрелу. Среди жертв репрессий были научные, культурные и политические деятели, а также сотни других невинных граждан.

Алексей ПОЛЯКОВ

Сегодня чечено-ингушское сообщество в нашей стране гордо называет себя казахстанцами, но обстоятельства, при которых этнос попал на эту землю, не были столь радужными.

Людей грузили в товарные вагоны независимо от возраста и гендерного признака, уже внутри люди рассаживались так, чтобы не стеснять друг друга – женщины в одну сторону, мужчины в другую. Дети и старики также попадали в те же вагоны, где полностью отсутствовали какие-либо санитарные условия, — вспоминает председатель ОО «Жамбылский чечено-ингушский культурный центр «Вайнах» Рамзан Магомадов.

– Сотни погибали в пути, их тела попросту сгружали на станциях. Неизвестно даже, кто и где их похоронил. Отец мой рассказывал, что их поселили во времянке на окраине села – голые стены, нет ничего. Все имущество, скот остались дома, выживали с трудом. В первые дни после депортации семья потеряла очень многих своих членов.

По рассказам отца Рамзана Сапиевича, каждая хлебная кроха была на счету. Люди страдали от голода, оказавшись в чужом краю. Спасали местные жители, которые чем могли, делились с репрессированными.

Людям, оказавшимся в южных регионах, повезло гораздо больше, чем тем, кого определили на север Казахстана. Там, где зима начинается рано, а заканчивается поздно, намного труднее выращивать культурные растения и кормить скот, более того, суровые зимы стали настоящей смертельной опасностью, в и без того сложный период.

В те годы в Казахстан сослали сотни тысяч русских, белорусов, украинцев, корейцев. Все они освоились на новом месте, благодаря местному населению, которое помогло им выжить в те нелегкие годы. Несмотря на военные годы, когда каждый не доедал, делились последним хлебом, — рассказывает Рамзан Магомадов.

Народ, живший в тяжелых горных условиях, проявил свой характер и закалку, оказавшись в степи. На их родине трудно возделывать землю. Необходимые культуры выращивали на склонах, а возделывание земли и уход за ней требовал большого количества сил.

Мои родители оказались за тысячи километров от дома, без образования. Они имели базовые аграрные навыки и умели держать скот. Первые годы были самыми сложными. Политические репрессии подразумевали контроль над депортированными, помимо этого, было весьма непросто трудоустроиться. Переехав в город Джамбул, брались за любую работу.

Многие мои дяди работали шоферами, женщины нашей семьи также нашли применение своим способностям. Но это было потом, когда самый тяжелый период был пройден, — продолжает Рамзан Магомадов, — Отца без причин арестовали, как председателя совхоза, присудив 10 лет лишения свободы, которые он отбывал в Карагандинском лагере.

Выйдя на свободу, посредством переписки он отыскал родню, сосланную в село Аса. Впоследствии мои родители вернулись на родину, в Чеченскую Республику, город Грозный, где я и родился. Родители отца остались в Джамбуле, потому в 70-е годы я переехал жить туда, куда когда-то сослали моих родных.

В те далекие годы больше полумиллиона представителей чечено-ингушской народности увезли в далекие степи, многие из которых погибли еще в пути.

Сегодня ОО «Жамбылский чечено-ингушский культурный центр «Вайнах» насчитывает более двух тысяч членов, которые живут и вносят посильный вклад в развитие нашей страны. В 90-е годы, во времена «чеченских компаний» многие уезжали на историческую родину, но почти все возвращались обратно в Казахстан.

Так, не желая того, целый народ обрел новый дом, счастье и свободу, на чужой земле, которую теперь они гордо зовут – Родиной.

Comments (0)
Add Comment