Иждивенчество – чья ответственность?

Иждивенческая жизненная позиция, эгоцентризм, потребительское мировоззрение, дистанцирование от общественных нужд и интересов – серьезные социальные пороки современности.

Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана обратил внимание на то, что в стране немало граждан, намеренно использующих социальные программы в личных интересах. Он поручил уделить больше внимания этим вопросам в проекте Социального кодекса.
«Казахстан – социальное государство, поэтому одной из главных задач является оказание всесторонней помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Однако в обществе обостряются патерналистские настроения и тенденции к социальному иждивенчеству. В стране немало граждан, намеренно использующих социальные программы в личных интересах. Такие люди должны отвечать перед законом и всем обществом, как в любой цивилизованной стране», — заявил Токаев.
По его словам, такие ситуации создали в обществе настрой продолжать получать что-то от государства. А те, кому действительно нужна помощь, к сожалению, остаются без социальной поддержки.
– Конечно, у нашей страны есть большие возможности, но и у него есть свои пределы. Главное, что необоснованное желание получить социальные пособия лишает человека возможности зарабатывать себе на жизнь. Такой неприятный образ жизни уже начал негативно сказываться на воспитании потомства. Следовательно, необходимы радикальные изменения. И закон, и общество должны изменить сознание людей. В проекте Социального кодекса этим вопросам следует уделить больше внимания, – поручил Президент.
Социальное иждивенчество является одним из источников бедности. Под термином «иждивение» понимается «обеспечение неработающего (как правило, неработоспособного: больного, престарелого, несовершеннолетнего) средствами, необходимыми для существования». При этом в официальной речи применяется термин «иждивенство» в значении «состояние на чьем-нибудь иждивении»; то есть отнюдь не исключается, что в данном состоянии индивид может оказаться в том числе по объективным, социально значимым причинам. Напротив, термин «иждивенчество» носит неодобрительную окраску и означает «стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы», чем подчеркивается умышленный (сознательный) характер такого поведения.
Таким образом, социальное иждивенчество в целом представляет собой образ жизни (социального поведения) индивида, когда он стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счет самого общества. Иждивенчество нельзя считать нормальным общественным явлением. Оно закономерно, так как является следствием условий существования общества, но совсем не нормально, так как является унизительным для человека и разрушительным для социальных институтов. Можно сделать вывод, что иждивенчество является своего рода девиацией.
Крайне актуальным также представляется привитие подрастающему поколению критичного восприятия информации о широко распространенных предложениях «легкого заработка», многочисленных мошеннических схемах, специфических рекламных технологиях и т. п. Адекватное трудовое воспитание – эффективный механизм развития социального иммунитета к иждивенчеству и инфантильности, неотъемлемый элемент создания и развития гармоничной, зрелой, самодостаточной человеческой личности.
Иждивенчество основывается на установке, которую в социологии и в социальной психологии принято определять как инфантильно-патерналистский комплекс. Здесь очень важно помнить, что у иждивенчества есть две стороны. Одна – это незрелые люди, во многом остающиеся детьми, которые, начиная от повседневной жизни и заканчивая на уровне общества в целом, нуждаются в опеке и защите со стороны «родителей» в виде государства, каких-то лидеров. Таких людей называют инфантильными, то есть людьми, которые по возрасту уже взрослые, но при этом психологически сохраняют детские качества.
Вторую часть комплекса, порождающего иждивенчество, образуют силы, которые обеспечивают защиту и покровительство незрелым людям, выступая в отношении них как родитель, как отец. Поэтому такую установку называют патернализмом, то есть установкой, связанной с потребностью в «отце», потребностью в его защите и заботе.
К числу иждивенцев в большинстве случаев относятся инвалиды и дети до 18 лет. Также следует отнести к этой категории трудоспособных лиц, которые по той или иной причине временно не работают. Следует отметить, что не все безработные люди социальные иждивенцы, но многие всё-таки таковыми являются. И для преодоления этой проблемы нужен правильный подход в реализации социальной политики.
По моему мнению, социальное иждивенчество одна из серьезных проблем нашего общества, с которой нужно бороться.
Так же можно выделить следующие мероприятия: бесплатная переквалификация на нужные специальности ; помощь предпринимательству, малому бизнесу; поощрение предприимчивых людей; программа по занятости молодежи; программа по занятости людей пожилого возраста.
Таким образом, социальное иждивенчество опасное общественное явление, которое влечет за собой серьезные проблемы. Социальная политика должна разрабатывать новые и совершенствовать уже имеющиеся пути решения данной проблемы.
Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач.
Говоря простыми словами, это стремление во всем рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счет. Как психолог, отмечу, что население в большинстве своем не склонно к иждивенчеству, а стремится к развитию и прогрессу. Данные процессы зависят, скорее всего, от государственного устройства и возможностей, которые оно создает. Одним из важных факторов является доверие к государству и его институтам, то есть население должно косвенно и напрямую участвовать в формировании политики и практики. Второе – это доступ к социальным услугам для всех, но при этом необходима ясная и прозрачная система адресности и оценки потребностей.
Гульмира Абирбаева,
психолог средней школы №46

Comments (0)
Add Comment