История Святой девы

Жанна д’Арк – эта личность в современном мире стала символом свободы, героизма и отваги. Немало произведений и постановок было посвящено трагической судьбе этой женщины, но сегодня Жамбылский областной русский драматический театр показал нам историю Орлеанской девы совсем с другой стороны.

Ани БАЙМУХАНБЕТ, фото Юрия КИМА

Показ премьеры проходил в довольно необычной обстановке: в отличие от обычных спектаклей, на этот раз зрители сидели не в креслах, а прямо на сцене, в паре метров наблюдая за действием сюжета. Автором пьесы является болгарский драматург, поэт и диссидент, живой классик мировой литературы Стефан Цанев, а взялся воплотить идею в жизнь режиссер-постановщик лауреат Международной премии имени Чингиза Айтматова Куандык Касымов.

С самого начала постановка буквально втягивает зрителя в атмосферу ситуации: Жанна (Елена Козаченко) после всех боев и сражений, не раз вознесенная, столкнулась с жестоким предательством Короля Франции Карла, который стольким был ей обязан. Все действие спектакля разворачивается в темнице, в ночь перед сожжением Орлеанской девы, признанной в последующем Мученицей. И пока все истории об этой женщине рассказывают о ее небывалом героизме, никто не задумывается о том, что чувствовала Жанна в последние часы своей жизни. Именно это и раскрыл зрителю Стефан Цанев.

Итак, Жанна лежит в темнице, избитая и измученная, толпа снаружи скандирует и бушует. В душе главной героини разворачивается настоящая борьба: она понимает, что стоит ей отречься от своих идей, и ее будет ждать прощение и помилование.

Ей не придется гореть за людей, отдавать за них свою жизнь. Затем, слыша собственные слова, она начинает отрицать эти предательские мысли об измене своим идеалам, и она снова становится сильной воинственной женщиной, ее терзания выдает лишь острый блеск в глазах. Во время ее монологов и страданий ей является босоногий человек, больше похожий на местного забулдыгу.

Мужчина не утверждает, но на протяжении всего разговора бросает прозрачные намеки о том, что он и есть Создатель, Бог. Затем появляется и третий персонаж – палач, больше напоминающий образ дьявола.

Слова Бога (Бекназар Избасаров) и палача (Евгений Орлов) раз за разом будто перебрасывают Жанну между ее мыслями, она все еще не может понять, стоит ли отдавать жизнь, жертвовать собой. На протяжении всей премьеры остро ощущается конфликт – конфликт темного и светлого, силы духа и жалкого, презренного человеческого желания жить.

Зрители отметили прекрасную игру актеров, сумевших передать всю гамму эмоций от напряжения до умиротворения. Как отметил К. Касымов, важным в спектакле является не только вечная внутренняя борьба человека, но и многие политические, социальные и религиозные вопросы, которые и сейчас, спустя несколько веков после Столетней войны, остаются актуальными в нашем мире.

Comments (0)
Add Comment