История казахского ювелирного искусства

Казахское ювелирное искусство сформировалось еще в бронзовом веке. Столетиями оттачивался уникальный стиль, технологии, с помощью которых создавались украшения древнего степного народа.
Ювелирные украшения – это не просто изделия. Это целое искусство и значительная часть национальной культуры казахского народа, ее истории, корни которой уходят глубоко в прошлое.

В казахской культуре выделяют несколько разновидностей нагрудных украшений – ожерелий и подвесок различной формы.

Өңіржиек

Традиционные казахские ювелирные украшения под названием өңіржиек носили молодые женщины: незамужние девушки, невесты, молодые жены и кормящие матери. Украшение состоит из нескольких серебряных пластин прямоугольной формы, полых внутри. Ожерелье спасало от сглаза, болезней и злых духов. Довольно массивное, оно заставляло обладательницу держать спину прямо. Пластины подвижно скрепляли цепочками по вертикали, дополняя их подвесками из ромбов и бубенчиков. Их поверхность покрывалась литьем, чеканкой и чернением.

Тұмарша (бойтұмар) и алқа

Ювелирные украшения под названием тұмарша (бойтұмар) имеют вид массивной треугольной подвески или полой трубки, подвешенной на цепочках, закрепленных с двух сторон. Ее дополняют колокольчики или монеты в нижней части. При ходьбе подвеска издает мелодичный звон. Ее поверхность покрывают: позолотой, зернью, накладной сканью, вставками из драгоценных и полудрагоценных камней. Их помещают в гнезда, которые украшены двумя концентрическими линиями. Тұмарша чаще всего изготавливали из кожи, плотной ткани или серебра. Амулет мог содержать внутри полой части листки из Корана либо его украшали особым орнаментом – зооморфными изображениями, которые обладали защитной силой. Эту подвеску принято было надевать на шею маленьким девочкам. Они носили ее вплоть до замужества.
Наиболее часто тұмарша встречается в национальных костюмах жительниц Восточного Туркестана.
Казахские серьги также служили для защиты от злых духов благодаря нанесенным на них узорам флористического и зооморфного характера. Являясь обязательным женским предметом, они подчеркивали авторитет и семейное положение. Девочки, которых очень любили отцы, вдевали серьги в нос. Массивные, длинные и роскошные украшения в ушах свидетельствовали о высоком статусе обладательницы, о ее весомой роли в обществе.
Серьги различают по форме и типу исполнения.
Вот основные варианты:
ай сырға и айшықты сырға – серьги в виде луны и месяца;
тұмарша сырға – серьги треугольной формы;
салпыншақты сырға и қозалы сырға – изделия с подвесками;
тасты сырға – серьги, украшенные камнями;
қаралы сырға – серьги с чернением;
иықты сырға – украшения длиной до плеч;
қоңырау сырға – изделия в виде колокольчиков;
сояу сырға и кумбездi сырға – остроконечные и куполообразные серьги.
Девушки на выданье носили серьги с бубенчиками, которые мелодично звенели при ходьбе. Ритуалы «сырға салу» и «сырға тағу» проводятся до сих пор. Они предполагают надевание золотых сережек перед свадебной церемонией, проходят при участии жениха и с разрешения родителей невесты. Замужние дамы также носят серьги.
В древности считалось, что серьги защищают от сплетен и пересудов, завязывая злые языки. Также они были амулетом плодородия и изобилия, дарующего женщине много здоровых детей.
По казахской традиции, их изготавливали из металлических пластин ромбовидной или круглой формы, отлитых из серебра или золота. Детали соединяли цепочками, на поверхности чеканили изображения Солнца, Луны, украшали жемчугом. С умерших женщин снимали все украшения, кроме серег, защищающих уши усопшей от змеи, которая могла вползти в ухо и забрать душу.
Казахские женщины славятся красотой длинных и густых волос, поэтому украшать их стало традицией:

Шашбау

Накосные ленты с подвесками на концах, которые издревле использовали все казахские женщины, носят название шашбау. Ряд пластин, соединенных кольцами, образуют крупную подвеску. Ее вплетают в косы или укрепляют у их основания. Убор декорируют чеканкой, монетками и колокольчиками. Украшение свидетельствует о хорошем здравии и целомудрии девушки. Согласно преданию, оно защищает мелодичным позвякиванием часть ее души и силы, сокрытые в волосах, от злых демонов. Драгоценный металл, из которого изготавливают шашбау, часто декорировали цветочным орнаментом, подчеркивая способность девушки к зачатию и материнству.

Шолпы

Для самых юных девочек предусматривался особый убор – шолпы. Его изготавливали из золота и серебра, украшали жемчугом, кораллами и агатами. Красивая подвеска из нанизанных друг на друга пластин или монеток из металла казашки носили до совершеннолетия. Нежный звон шолпы не только отгонял злых духов, но и позволял девочке формировать правильную осанку, заставляя держать спину ровно. Принято считать, что массивное украшение благотворно влияло на рост и густоту локонов. Был и воспитательный момент в ношении этого традиционного украшения: девушка старалась, чтобы ее походка была легкой, воздушной, а сама она оставалась стройной и изящной. Только при этих условиях украшения издавали мелодичный звон. Кроме того, совсем молодым нельзя было проявлять чрезмерную активность в темное время суток, делать резкие движения, ходить туда, куда запрещено.

Подвески үкі аяқ

Самые старинные казахские украшения – это подвески для головного убора, в которых использовались натуральные когти филина или из детали в форме когтей. Эти элементы оправляли в серебро и соединяли цепочками в единое целое. Подвески были оберегом. Самому древнему образцу, найденному на территории РК, сотни лет.

Детали одежды

Традиционные украшения казахского народа представлены и как элементами одежды. Традиционный пояс для пожилых людей с металлическими кольцами. Он символизирует мощь, мудрость и преемственность поколений.
Капсырма и ильчек – изящные застежки для одежды и поясков.
Торсылдак туйме и туйреуыш – сферические металлические пуговицы и булавки. Чилтыр – металлические пластины для украшения головного убора саукеле.
Браслеты создавались методом холодной и горячей ковки. Некоторые браслеты вырезали из серебряных пластинок, сплетали из серебряной проволоки, а полые внутри создавались методом дутья.
Женские перстни и кольца являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых в торжественных случаях. Наибольшее распространение имеют перстни со вставкой из камня или стекла. Особый интерес представляют перстни с кастом в виде спирального или зернистого конуса «Отау жүзік» («отау» – юрта, «жүзік» – перстень»). Встречаются перстни в виде птичьего клюва «Құс мұрын». Птица – символ свободы и независимости. Такое кольцо носили незамужние девушки, а выходя замуж, забирали кольцо с собой. В течение года девушку могли навестить старший брат или дядя и если девушка передавала им құс мұрын, значит, она стала полноправным членом семьи мужа. Перстень «құдағи-жүзік» («кольцо сватьи») имеет сакральное значение и является символом единения двух начал, такое кольцо зачастую дарили свахи свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке.
Перстень сватьи – это женское массивное ювелирное украшение, которое надевается сразу на два пальца (безымянный и средний). Овальная или чаще круглая поверхность кольца – символ семьи и ее благополучия. Две вставки из камня или стекла по обе стороны кольца символизируют две семьи. Элемент по центру означает соединение двух начал – двух семей. Для украшения кольца чаще всего используется красный сердолик, означающий жизнь. Другие узоры на кольце олицетворяют близких родственников молодоженов, которые стали друг другу сватьями.
Согласно казахской традиции такое кольцо дарила мать невесты матери жениха через год после свадьбы. Не каждая сватья удостаивалась такого подарка, лишь та, которая смогла полюбить свою невестку как родную дочь. Сватья, получившая такое кольцо, с гордостью носила его, как свидетельство того, что она заботливая и ответственная женщина, достойная уважения. По некоторым данным, такой перстень дарила мать невесты матери жениха в надежде на ее доброе отношение к своей дочери в день свадьбы.
Кольцо «Птичий клюв» или «Қус тумсык»
Это кольцо, выполненное в виде конуса, по форме напоминающее птичий клюв. Издревле казахи относились к девочке, как к гостю в доме и понимали, что она как птица, которая рано или поздно выпорхнет из, отчего гнезда. В давние времена, такое кольцо носили девушки на выданье. Оно являлось свидетельством того, что девушка еще не засватана и пока свободна.
После замужества кольцо оставалось у девушки, но меняло свое предназначение. Теперь оно являлось неким SMS-посланием между девушкой и ее родителями. В то время, дочерей отдавали замуж в другие регионы и надолго теряли с ней связь. Если кто-нибудь из родственников девушки отправлялся по делам в ауыл, куда выдали замуж девушку, мать с замиранием сердца ждала известия от дочери. Если дочь передавала кольцо «Қыз тумсык» обратно матери, это означало, что с ней все хорошо, она попала в хорошую семью и счастлива в новой семье. Мать невесты на радостях накрывала праздничный «дастархан» и звала гостей, делясь с ними хорошей новостью.

Гулбаршын Сейтказиева 

Comments (0)
Add Comment