Исследуя твои реакции

Флешмоб, челлендж, перфоманс — эти понятия так или иначе связаны с исследованием человеческих реакций, но в то же время далеко отстоят друг от друга. Почему люди перестали собираться в торговых центрах ради заученных заранее танцев, но активно вызывают друг друга на челленджи и устраивают перфомансы на улицах и в метро? Попробуем разобраться.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Понятие флешмоб появилось в 2003 году. Его предком считается «смартмоб» — термин, придуманный Говардом Рейнгольдом. Писатель предсказал появление организованной умной толпы, действующей согласованно, будучи даже не знакомыми друг с другом. 17 июня 2003 года в Нью-Йорке провели первую акцию: 200 человек собрались вокруг дорогого ковра в универмаге Macy`s и стали объяснять продавцам, что они пришли купить «коврик любви». Флешмоб подразумевает яркое действо, которое, как вспышка, озаряет серую повседневность и заставляет случайных прохожих выбиться из привычного ритма жизни.

Челлендж — это явления, которое появилось сравнительно недавно, но уже успело захватить весь мир. Как и флешмоб, акция зародилась благодаря социальным сетям. В основе любого челленджа вызов, то есть сложная или неординарная задача, которую участник обязуется выполнить, поделившись результатом со всем миром. Ice Bucket Challenge стал одной из первых крупнейших интернет-эстафет. Челлендж был запущен летом 2014 года, в нем успели поучаствовать более 17 миллионов человек, а общее количество просмотров выложенных видео достигло отметки 10 миллиардов. Общим свойством является то, что эти акции объединяют совершенно незнакомых людей. Если флешмоб по численности достигал десятки тысяч участников, то челлендж в этом вопросе значительно масштабнее. Постепенно он вытеснил устаревший флешмоб — иначе быть и не могло. Челлендж привлекает участников своей простотой, ненавязчивостью, скоростью распространения и гигантским охватом пользователей. Для участия не нужно ехать в специальное место, интернет-пространство — и есть место встречи всех челленджеров. В данный период времени данное развлечение пользуется популярностью среди подростков и молодежи. Они могут устроить как высокоинтеллектуальный челлендж, к примеру, чтение скороговорок, так и спортивные, где ребята выясняют, кто больше сможет отжаться.

Перфоманс — в последнее время этот термин постоянно на слуху. Журналистов то и дело приглашают посетить очередной перфоманс, называя этим словом любое необычное действо. Первые перфомансы появились благодаря футуристам, которые отважно искали новый язык и иной способ выражения искусства. Опорным механизмом такого представления является прежде всего пространство. Зачатки этого явления зародились в футуристических балетах, где авторы пытались создать неразрывное пространство, которое окольцовывает исполнителей и саму сценографию. Следует сказать и о синтетическом театре, в основу которого было положено явление симультанности — то есть сиюминутности, импровизационности происходящего. Например, в 1920 году был создан перфоманс «Рождение»: два аэроплана, скрывшись за облаком, занимаются «любовью», в результате чего рождаются четверо авиаторов, которые в специальном снаряжении выпрыгивают на землю, завершая представление. В дальнейшем перфоманс получил развитие в рамках концептуализма, который провозгласил в качестве основного материала идею. Время, тело художника и то, как он им распоряжается, а также контакт между зрителем и автором стали главными составляющими перфоманса. Известны еще более абсурдные работы, например, скульптор Деннис Оппенхайм стал автором «Положения для чтения, ведущего к ожогу второй степени». Он исследовал изменение пигмента, вот только объектом стала его собственная кожа. Оппенхайм улегся на пляже, прикрыв грудь книгой, и оставался в таком положении до тех пор, пока не получил сильные ожоги. В 1980-х особо популярны стали живые скульптуры, полотна и модели — художники пытались переосмыслить дистанцию между бытием и искусством. 90-е ознаменовались шокирующими представлениями, в ходе которых напоказ выставлялись очень интимные подробности, сопровождающиеся громкими газетными заголовками и скандалами.

В настоящее время перфоманс вернулся в привычный лексикон, и связано это прежде всего с тем, что музей перестал быть пространством для выставок. Зрители ожидают большего, стремясь к развлечению и соучастию в представлении, а художники, в свою очередь, готовы им это дать. Тино Сегал рассматривает музей, как пространство, где зритель тоже должен потрудиться. Например, перфоманс «Этот прогресс», состоявшийся в 2010 году в музее Соломона Р. Гуггенхейма, включал непосредственное участие каждого пришедшего. Перфоманс продолжает перемещаться в пространстве мира, выходя за рамки театров и музеев и становясь частью нашей жизни.

Посмотрим, что будет дальше, быть может, человечество найдет новые способы выражения или в конечном итоге просто устанет выражать что-либо…

Comments (0)
Add Comment