Индекс качества

В последнее время во всех странах мира отмечается увеличение количества несчастных случаев, травм и массовых катастроф. Резко возросло число сердечно-сосудистых заболеваний и отравлений. В связи с этим служба скорой помощи в системе здравоохранения остается крайне важной и социально значимой и занимает особое положение.

Своевременное оказание неотложной медицинской помощи в полном объеме в самые ранние сроки является решающим фактором для спасения жизни пострадавших и больных. Станция скорой и неотложной медицинской помощи является медицинской организацией, оказывающей бесплатную круглосуточную скорую и неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению при угрожающих жизни состояниях, несчастных случаях, острых тяжелых заболеваниях как на месте происшествия, так и в пути следования.

Впервые служба скорой помощи в городе Таразе была организована в 1942 году. С тех пор служба скорой медицинской помощи претерпела некоторые изменения, приведшие к улучшению качества оказания скорой помощи:

– оперативный отдел оснащен автоматизированной системой управления вызовами, интегрированная с GPS-навигацией, что привело к уменьшению времени приема вызова, укорочению времени доезда бригад до вызова;

– вызовы распределены на четыре категории срочности, первые три категории выполняются бригадами СМП, а 4-ю категорию срочности выполняют бригады СМП при ПМСП.

– медицинские работники ежегодно стали обучаться международным стандартам оказания скорой медицинской помощи;

– своевременно обновляется медицинское оборудование и автопарк скорой медицинской помощи, свидетельством чего являются 56 санитарных автомашин, полностью оборудованных медицинской техникой, полученные в ноябре 2020 года;

– вызовы принимают 12 диспетчеров, специально обученные на базе НКЦЭМ по приему вызова и метода «Удержание звонка», из них два диспетчера обучились в столице на тренера-диспетчера, в дальнейшем каскадным методом обучают других диспетчеров. Методом «Удержание звонка» за 11 месяцев 2020 года было проведено 57 удержаний звонка при жизнеугрожающих состояниях, из них:

– два случая привели к успешной реанимации;
– 15 успешных случаев удержания звонка при инородном теле в верхних дыхательных путях;
– 20 успешных случаев удержания звонка при судорожном синдроме;
– 10 успешных случаев удержания звонка при бессознательных состояниях (коматозные состояния);
– три удержания звонка при массовых ДТП;
– три удержания звонка при родах на дому;
– четыре удержания звонка при остром коронарном синдроме.

Население Жамбылской области обслуживает 91 выездная бригада скорой медицинской помощи, из них специализированные бригады – четыре, фельдшерские бригады – 87. Из общего количества бригад СМП в Таразе работают – 38, в районах – 53. Кроме бригад скорой медицинской помощи по области насчитываются 27 бригад СМП при ПМСП, которые обслуживают вызовы четвертой категории срочности. В состав Жамбылской областной станции скорой медицинской помощи входит и санитарная авиация. Службу санитарной авиации несут три мобильных бригады: акушерско-гинекологическая, неонатолагическая, нейрохирургическая-травматологическая.

Всего выполненных вызовов за 2019 год – 509584, а в 2020 году – 460819, что на 48765 меньше.

Из общего количества вызовов по городу выполнено – 264395, а по селу – 196424, что меньше на 67971. Количество вызовов, обслуженных с опозданием за 2019 год, составило – 9698 (1,9 процента) против 8762 (1,9 процента) за 2020 год, что в абсолютном количестве снизилось на 936. За 2020 год отмечается увеличение вызовов, обслуженных с опозданием по 2-й и 4-й категории срочности, что связано с:
1) износом санитарного автотранспорта (46,8 процента), что приводит к частым поломкам санитарного автотранспорта;
2) введением ЧС и карантинных мероприятий по COVID-19 (транспортировка пациентов со всей области в областной центр с подтвержденным и подозрительным случаями COVID-19)

Что же касается сегодняшнего дня, как мы видим, вопросы развития и совершенствования службы скорой медицинской помощи сопряжены с целым рядом проблем, многие из которых требуют безотлагательного решения. Сложность здесь заключается в том, что станция скорой помощи, в силу своей специфики, вынуждена «замыкать» на себе проблемы других медицинских организаций, прежде всего амбулаторно-поликлинических. На ней отчетливо проецируются и социальные проблемы, не нашедшие должного решения. Можно сказать, что наша служба является своеобразным барометром состояния здравоохранения и социальной сферы. Жаль только, что стрелка этого барометра пока чаще склоняется к нерешенным проблемам…

Кулзахира КЫЗГАРАЕВА,
заместитель главного врача Жамбылской областной станции скорой медицинской помощи управления здравоохранения акимата Жамбылской области

Comments (0)
Add Comment