Как известно, 16 марта 2020 года вузы страны перешли на дистанционное обучение. Как идет этот процесс, над чем работают сегодня преподаватели и сотрудники, – об этом рассказал ректор Таразского государственного университета имени М.Х. Дулати Махметгали САРЫБЕКОВ.
Махметгали Нургалиевич, мы знаем, что для Таразского государственного университета дистанционное обучение не является новостью. Насколько успешно оно реализуется в условиях введенных карантинных норм?
Да, действительно, как пилотный проект Министерства образования и науки Республики Казахстан, дистанционное обучение начало внедряться в нашем университете начиная с 2010 года. За десять лет накоплен определенный положительный опыт по реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ), который сегодня оказался весьма полезным. Так, в настоящее время на ДОТ переведены все 11950 обучающихся в университете. Обновлены контенты учебных дисциплин. Их общее количество составило 3265.
В помощь преподавателям отделом дистанционного обучения по утвержденному графику проводятся консультации и вебинары. На базе ресурсного центра пополняется видеоконтент, разрабатываются онлайн-курсы и видеолекции. Начиная с 16 марта, т.е. с момента перехода на ДО создано 35 новых видеолекций, к которым имеется открытый доступ по ссылке в YouTube канале.
Внесены изменения и дополнения во внутривузовские нормативные документы. В Академической политике университета прописаны правила работы с системами, обозначены официальная платформа, условия мониторинга, требования к политике оценивания.
В академический календарь внесены изменения по срокам рубежного контроля, экзаменационной сессии, летного семестра, государственной итоговой аттестации.
Применительно к ДО утверждены инструкции для ППС и сотрудников, инструкции для обучающихся. Составлено расписание онлайн занятий, проводимых с помощью различных онлайн-стримингов (на сегодня 233 занятия). Причем, если согласно академической политике вуза, продолжительность занятия традиционно составляет 75 минут, то теперь первые 40 минут занятия проводятся онлайн, остальные 35 минут – оффлайн.
Актуализируются объявления и инструкции на портале, эффективно работает система взаимодействия с преподавателями и студентами через чаты и мессенджеры.
То есть в плане методического обеспечения дистанционного обучения проводится достаточно большая работа.
Какие трудности испытывают студенты в реализации дистанционного обучения?
Университет постоянно мониторит данный вопрос. Как показали результаты онлайн-анкетирования, в котором приняли участие более 2,5 тысяч студентов, подавляющее большинство из них (78%) выходит в сеть со смартфонов и использует преимущественно мобильный интернет.
50 процентов респондентов отметили слабость Интернета, в частности, по этой причине студенты, проживающие на селе, не могут выслать отдельные объемные задания.
Поэтому был пересмотрен формат загрузки файлов, а также объем заданий, реальных для выполнения на смартфонах.
Другой важный вопрос – мощность серверов. Мы регулируем нагрузку на сервера: используем в качестве официальной платформы запатентованную собственную автоматизированную систему управления Сириус (остальные ресурсы используются как дополнительные для проведения online и offline занятий).
Как проводится информационно-разъяснительная работа? Ведь очень важно, чтобы особенности ДОТ правильно понимали студенты и их родители?
В университете на постоянной основе ведется информационная поддержка преподавателей, студентов, родителей.
С первого дня чрезвычайного положения работают телефоны «Горячей линии 12/7». Открыт Call-центр. В социальных сетях запущен видеодневник, отсняты и размещены видеоролики.
Еженедельно в социальных сетях проводится прямой эфир руководства университета. Так, 3 апреля состоялся прямой эфир ректора в Инстаграм, в котором приняли участие 2116 обучающихся.
Мы понимаем, что главным является качество образовательного процесса. Как в университете обеспечивается мониторингДОТ?
Мониторинг учебного процесса осуществляется несколькими способами:
Через официальную систему. Проводится мониторинг активности (количества закачек и скачек информации) в разрезе: периода, вида работы, студентов и преподавателей. Доступ к отчетам открыт по ссылке и внешним аудиторам, а также отслеживается администрацией, деканами и заведующими кафедр.
Строгий контроль занятий по расписанию. Расписание с идентификаторами доступно на сайте вуза, и легко может быть промониторено. Все больше преподавателей переходят от оффлайн к онлайн обучению.
Через работу комитета по качеству проводится мониторинг материалов записей лекций, качества заданий и эффективной обратной связи.
Внутренний мониторинг учебного процесса выявил ряд проблем.
Выявлен некачественный контент по 12 дисциплинам, 39 студентов не удовлетворены качеством связи, имеются претензии студентов к 8 преподавателям. У 125 студентов и 12 преподавателей имеются проблемы с наличием компьютерной техники, 6% ППС имеют недостаточный уровень цифровой грамотности. Кроме того, 5 студентов из группы инклюзивного обучения просят дополнительное время для выполнения заданий. Выявились также материальные проблемы у иностранных студентов, проживающих в общежитии.
По всем выявленным проблемам администрацией университета приняты неотложные меры для их устранения. Выявленные некачественные контенты переработаны группой ППС при поддержке ресурсного центра. Ведутся работы по увеличению скорости интернета: университет имеет 4 выделенных канала с суммарной скоростью интернета 200 Мгб/с.
Приняты меры по отношению кафедр для улучшения обратной связи с обучающимися, а также организована группа ППС с хорошими навыками цифровой работы («цифровые волонтеры») для помощи другим. Выделены 125 студентам и 12 преподавателям на временное пользование компьютеры. Проживающие в общежитии иностранные студенты (149 человек) обеспечены соцпакетами из 15 видов продуктов питания первой необходимости.
Махметгали Нургалиевич, последний вопрос: какие в перспективе стоят задачи перед вузом по реализации ДОТ?
Сегодня перед вузом стоят более сложные задачи. Приходится не только вносить дополнения и некоторые жесткие требования в академическую политику, изменять графики государственных экзаменов и защиты в академическом календаре, но и более гибко и оперативно реагировать на развитие ситуации.
Уже следует начать подготовку к итоговым экзаменам, что потребует усиления материально–технической базы: университетом закуплено дополнительно четыре сервера.
Необходимо более подробно изучить возможности каждого обучающегося, оценить и доработать системы верификации, которых, возможно, будет применено несколько.
Также идет процесс разработки совершенно новых подробных, с технической точки зрения, рекомендаций по организации контроля и экзаменов в контексте соблюдения принципов академической честности.