Комитет технического регулирования и метрологии
Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан
(Госстандарт)
Астана
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕНРеспубликанским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Казахстанский институт стандартизации и метрологии» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан совместно с ОЮЛ «Евразийская ассоциация развития инклюзивного общества»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан от14ноября 2023 года№ 440-НҚ
3 В настоящем стандарте реализованы нормыЗРКот 20 февраля 2015 года № 288-V «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Социального Кодекса Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII ЗРК
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном каталоге «Документы по стандартизации», а текст изменений и поправок – в периодических информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в периодическом информационном указателе «Национальные стандарты»
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан
Содержание
Приложение А (информационное) 12
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ДОСТУПНОСТЬ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ И УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП
Общие требования
Условия доступности
Дата введения 2023-11-15
Настоящий стандарт устанавливает требования по обеспечению условий физической доступности к объектам и услугам городской, сельской, социальной инфраструктуры для населения с учетом особых потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения (далее — МГН) путем создания условий «шаговой доступности» от места проживания до места оказания услуг (от порога до порога).
Настоящий стандарт предназначен для применения центральными, местными исполнительными органами, организациями, оказывающими услуги лицам с инвалидностью и МГН по обеспечению условий «шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг, а также устанавливает требования по координации их деятельности.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются термины по[1],[2],а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Адаптация: Приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений, оказываемых услуг населению с учетом потребностей лиц с инвалидностью и МГН.
3.2 Безбарьерная среда: Среда жизнедеятельности, в которой отсутствуют или сведены к минимуму физические, средовые, информационные и социально-психологические барьеры для лиц с инвалидностью и МГН.
3.3 Время обслуживания: Продолжительность фактического взаимодействия исполнителя услуги с потребителем.
3.4 Городская инфраструктура: Совокупность дорожных, транспортных, финансовых, инженерных, социальных коммуникаций, обеспечивающая реализацию прав городского населения и эффективное развитие территории.
3.5 Дискриминация попризнакуинвалидности: Любое различие, исключениеили ограничение по причинеинвалидности,цельюилирезультатом которогоявляетсяумалениеили отрицаниепризнания, реализацииилиосуществлениянаравне сдругимивсехгарантированных в Республике Казахстан прави свободчеловека и гражданина вполитической, экономической, социальной,культурной,гражданскойилилюбойинойобласти.
Примечание — Включаетвсеформы дискриминации,втом числеотказ в применении «разумныхприспособлений».
Издание официальное
3.6 Доступность: Свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее конкретной категории людей из числа лиц с инвалидностью и МГН достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой.
3.7 Доступность услуги: Возможность получения любых услуг потребителями с учетом всех объективных ограничений.
3.8 Здания и сооружения, доступные для лиц с инвалидностью и МГН: Здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно — планировочных, инженерно — технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих требованиям обеспечения «шаговой доступности» и безопасности для лиц с инвалидностью и МГН.
3.9 Зона предоставления услуг (обслуживания): Места обслуживания в помещении или на участке территории объектов.
3.10Категории лиц с инвалидностью:
— Г — лица с инвалидностью с нарушением слуха;
— С — лица с инвалидностью с нарушением зрения;
— К — лица с инвалидностью, использующие для передвижения кресло-коляску;
— О — лица с инвалидностью с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— У — лица с инвалидностью с нарушением ментальности.
3.11Лица с инвалидностью:Лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими членами общества.
3.12Маломобильные группы населения; МГН: Обобщенное понятие, объединяющее людей, имеющих постоянные, временные или ситуационные ограничения, препятствующие их безопасному и комфортному передвижению по городу пешком или на маршрутных транспортных средствах, а также получению услуг, предоставляемых в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа.
Примечание — К МГН относятся все лица с инвалидностью, а также беременные женщины, люди с детьми дошкольного возраста, в том числе с детскими колясками, старшее поколение, люди с тележками, багажом и другие лица, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении и получении услуг.
3.13 Общественные объединения лиц с инвалидностью: Организации (ассоциации), созданные лицами с инвалидностью и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов лиц с инвалидностью для обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, а также решения задач общественной интеграции лиц с инвалидностью.
Примечание – Составорганизаций (ассоциаций) включает не менее 80% лиц с инвалидностью и их законных представителей (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель).
3.14«Разумноеприспособление»:Формирование безбарьерной среды, в основе которого лежит положение о внесении, при необходимости в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления лицами с инвалидностью наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Примечание — Для поощрения равенства и устранения дискриминации организации предпринимают все надлежащие шаги к обеспечению «разумного приспособления». Конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, не считаются дискриминацией по [3].
3.15 Ситуационная помощь: Помощь, оказываемая лицам с инвалидностью и другим МГН по их желанию или с их согласияв целях преодоления барьеров, препятствующих получению услуг, оказываемых населению, наравне с другими лицами.
3.16Социальная инфраструктура: Совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (социально — культурного назначения, жилищно — коммунальное хозяйства, транспорта и связи по обслуживанию населения; образования, здравоохранения, торговли, общественного питания и др.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей населения, обеспечение полноценной жизнедеятельности.
3.17Территория, прилегающая к зданию (участок): Структурно-функциональная зона, которая состоит из следующих функционально — планировочных элементов:
— вход (входы) на территорию (прилегающую к зданию);
— маршруты движения на территории (лестница (наружная), пандус (наружный));
— автостоянки и парковки; места отдыха, вызова и ожидания помощи.
3.18 «Универсальный дизайн»: Формирование безбарьерной среды, в основе которого лежит положение, что дизайн предметов, обстановок, программ и услуг призван сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.
Примечание – «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп лиц с инвалидностью, где это необходимо (статья 2 [3]).
3.19 «Шаговая доступность»: Показатель физической доступности для лиц с инвалидностью и МГН объектов и услуг от места проживания до места оказания услуг (от порога до порога), определяющий возможность посещения объектов для получения востребованных услуг, с учетом качества доступности маршрутов передвижения (пешеходных и при необходимости общественного транспорта), способов оказания услуг, с учетом имеющихся у лиц с инвалидностью нозологий.
4 Общие положения
4.1 К объектам городской инфраструктуры с безбарьерным доступом для лиц с инвалидностью и МГН относятся объекты городской, сельской и социальной инфраструктур (далее – объекты инфраструктуры), а также иные социально значимые объекты, открытые для доступа населения, на которых оказываются какие-либо услуги населению, доступные для лиц с инвалидностью и МГН, имеющих различные нозологии.
4.2 Под уровнем качества «шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН понимается предоставляемый уровень возможности самостоятельного посещения объектов и получения услуг данными категориями населения.
Различают три уровня качества «шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг:
— отличный: самостоятельно, без посторонней помощи, лица с инвалидностью и МГН с учетом имеющихся нозологий посещают объект и получают услуги.
Примечание — В случае необходимости, ситуационная помощь оказывается лицам с инвалидностью и МГН в течение не более 3-х минут, при возникновении потребности.
— хороший: лицам с инвалидностью и МГН предоставляется возможность посетить объект и получить услуги, при этом предоставляется необходимая ситуационная помощь по их запросу доступным способом.
Примечание — Гарантированное время ожидания составляет не более 15-ти минут.
-удовлетворительный: лицам с инвалидностью и МГН предоставляется возможность посетить объект, получить услуги и необходимую ситуационную помощь по предварительной заявке на посещение объекта, направленной ими доступным способом в организацию, в установленной оператором объекта период времени, например, за 24 часа до посещения.
Примечание -Гарантированное время ожидания ситуационной помощи занимает не более 15 минут.
4.3 Создание условий качества «шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг с учетом приоритетных потребностей лиц с инвалидностью и МГН обеспечивается центральными и местными исполнительными органами,организациями, оказывающими услуги населению, в соответствии с настоящим стандартоми [3].
4.4Обеспечениеусловийдоступности объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН осуществляется в соответствии сразделами 5 и 6 настоящего стандарта.
4.5 Оценка работ центральных и местных исполнительных органов, организаций, оказывающих услуги населению, по обеспечению условий доступности объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН приведены в приложениях А и Б.
4.6 Общественные и жилые здания и сооружения адаптируют с учетом создания максимально безопасных и комфортных условий жизнедеятельности для лиц с инвалидностью и МГН.
Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для лиц с инвалидностью и МГН проводится в соответствии с [2], и применения «разумного приспособления» и «универсального дизайна» по согласованию с экспертами общественных объединений лиц с инвалидностью.
5Обеспечение условий«шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН центральными и местными исполнительными органами
5.1 Обеспечение условий«шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг осуществляетсяпутем достижения следующих требований:
5.1.1 На официальных интернет-ресурсах центральных и местных исполнительных органов, а также подотчетных им организаций, оказывающих услуги населению, информация в целях посещения объекта инфраструктуры и получения услуг лицами с инвалидностью и МГН должна быть доступной и актуальной.
5.1.1.1 Оценка доступности и актуальности информации осуществляется в зависимости от:
— исполнения требований по содержанию, согласованию, форме размещения информации о «шаговой доступности» для лиц с инвалидностью и МГН:
— пешеходных маршрутов передвижения и их протяженности;
— мест отдыха и ожидания помощи;
— «шаговой доступности» услуг объектов;
— стоянок личного транспорта.
— уровня доступности для лиц с инвалидностью и МГН маршрутов движения для самостоятельного передвижения по объекту для получения услуг, а также по прилегающей территории к объекту, местах обслуживания, отдыха и ожидания ситуационной помощи;
— уровня доступности маршрутов и расписания движения общественного пассажирского транспорта, их остановок и контактов для связи с перевозчиками для информирования лиц с инвалидностью и МГН о поездке и необходимости ситуационной помощи для посещения объекта;
— наличия информации о схеме размещения указателей, пиктограмм, информационных надписей для обозначения доступных маршрутов движения для лиц с инвалидностью и МГН;
— наличия информации, в доступной для всех категорий лиц с инвалидностью и МГН, об опасных участках движения, их протяженность, с учетом проведения временных ремонтных и строительных работ;
— уровнядоступности при посещении объектов и услуг организаций, а также порядка обслуживания и условий предоставления необходимой ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН;
— уровня доступности для лиц с инвалидностью и МГН социальных и сервисных услуг, предоставляемых населению;
— указанных контактов для получения и уточнения необходимой дополнительной информации для посещения объекта и получения услуг лицами с инвалидностью и МГН.
5.1.2Условия оказания необходимой ситуационной помощи для лиц с инвалидностью и МГН на объектахсоблюдаются, по возможности, в гарантированное время ожидания.
Примечание — Максимальное время ожидания на предоставление ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН не должно превышать 20 минут, после ее вызова доступным для лиц с инвалидностью и МГН способом.
5.1.2.1 Соблюдение условий оказания необходимой ситуационной помощи для лиц с инвалидностью и МГН оценивается в зависимости от:
— наличия и выполнениятребований по диспетчеризации процессов принятия и контроля выполнения заявок на оказание ситуационной помощи для лиц с инвалидностью и МГН в объектах;
— обеспечения возможности вызова ситуационной помощи лицами с инвалидностью и МГН;
— оказанияситуационной помощи для лиц с инвалидностью и МГН в гарантированное время ожидания после ее вызова;
— состава и технического оснащения, графика работы персонала объекта (бригад) для оказания ситуационной помощи;
— согласованияспособов оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН с представителями общественных объединений лиц с инвалидностью.
5.1.3На входе в организации, подотчетных центральным и местным исполнительным органам, информация и условия получениянеобходимой ситуационной помощи для лиц с инвалидностью и МГН должны быть доступными.
5.1.3.1 Доступность информации и условий получениянеобходимой ситуационной помощи оценивается в зависимости от:
— наличия пиктограмм или указателей и информационных надписей;
— наличияофициального документа, выданного в установленном порядке, о соответствии «шаговой доступности» объекта и услугтребованиям настоящего стандарта и (или) заявленным в организации требованиям.
— состояния техническогооснащения вызова ситуационной помощи на входе на объект для лиц с инвалидностью и МГН;
— наличия на объекте утвержденного плана действий для персонала при получении сигналов о ситуационной помощи;
— знания персоналом плана действий при получении сигнала о ситуационной помощи;
— наличия на объекте средств оказания ситуационной помощи для каждой категории лиц с инвалидностью и МГН, согласованных с экспертами общественных объединений лиц с инвалидностью.
5.1.4 В организациях, подотчетных центральным и местным исполнительным органам, по обеспечению «шаговой доступности» объектов и услуг для лиц с инвалидностью и МГН также должна проводиться комплексная работа по:
— утверждению руководителем организации способов обслуживания представителей каждой категории лиц с инвалидностью и МГН, а также оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН, согласованных с экспертами общественных объединений лиц с инвалидностью;
— определению должностного лица, ответственного за организацию работ по обеспечению «шаговой доступности»объектов и услуг для лиц с инвалидностью и МГН, и обучению данного должностного лица в установленном порядке;
— внесениюруководителем организации изменении в должностные инструкции сотрудников в части оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН;
— распределению сотрудников приказом руководителя организации на 3(три) категории для проведения обучения по оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН:
— сотрудники, не имеющие контакты с клиентами;
— сотрудники, имеющие контакты, но не оказывающие услуги клиентам;
— сотрудники, имеющие контакты и оказывающие услуги МГН;
— обучению всех категорий сотрудников в установленном порядке;
— по выполнению сотрудниками организации правил обслуживания лиц с инвалидностью и МГН вне очереди.
Примечание — Время ожидания обслуживания лицами с инвалидностью и МГН занимает не более 5 минут (по возможности), по прибытию в организацию.
— утверждениюруководителем организации стандарта организации по обеспечению качества «шаговой доступности» услуг для лиц с инвалидностью и МГН;
— утверждению ежегодного (текущего) и перспективного (к примеру, на период трех, пяти и более лет) комплексного плана работ по обеспечению и повышению качества «шаговой доступности» объектов и услуг для лиц с инвалидностью и МГН, согласованного с экспертами общественных объединений лиц с инвалидностью.
5.1.5Информация о «шаговой доступности»объектов инфраструктуры для лиц с инвалидностью и МГН на городских и туристических картах, на уличных указателях должна быть актуальной.
5.1.6Результаты работ центральных и местных исполнительных органов, подотчетных им организаций,по обеспечению «шаговой доступности» объектов и услуг для лиц с инвалидностью и МГН оцениваются в зависимости от:
— наличия и результатовработ системы сбора и анализа статистической информации от лиц с инвалидностью и МГН о доступности объектов и услуг, за календарный период:
— летне-осенний период (май — октябрь);
— зимне-весенний период (ноябрь — апрель).
— ведения центральными и местными исполнительными органами электронных карт территорий с указанием мест проживания по номерам объектов жилищного фонда категорий лиц с инвалидностью 1-ой и 2-ой групп, из числа МГН;
— наличия и выполнения требований к размещению в «шаговой доступности», к примеру, не менее, от 300 до 1000 метров, в зависимости от рельефа, горизонтальных и вертикальных уклонов на местности, объектов для лиц с инвалидностью и МГН:
— учреждения здравоохранения и реабилитации;
— аптек,
— образовательных учреждений;
— вызова и ожидания ситуационной помощи на маршрутах передвижения к приоритетным объектам, оказывающих услуги населению,
— остановок общественного транспорта,
— мест стоянок автотранспорта инвалидов;
— детских и спортивных площадок,
— продовольственных магазинов,
— предприятий общественного питания,
— мест отдыха и прогулок.
— наличия у центральных и местных исполнительных органов системы контроля объектов инфраструктуры и услуг.
— доведения результатов контроля до населения через официальный интернет-ресурс местного исполнительного органа.
5.1.7Уровень удовлетворенности лиц с инвалидностью и МГН выполнением центральными и местными исполнительными органами работ по обеспечению «шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг оценивается в зависимости от:
— проведения не менее одного раза за календарный год оценки уровня удовлетворенности лиц с инвалидностью и МГН обеспечением«шаговой доступности»;
— результатов работ по системе сбора, анализа предложений и жалоб от лиц с инвалидностью и МГН на обеспечение«шаговой доступности»объектов инфраструктуры отдельно по категориям лиц с инвалидностью (Г, С, К, О);
— проведения опроса по итогам проживания, отдыха, лечения, оценки «шаговой доступности»объектов инфраструктуры и услуг с учетом особых потребностей лиц с инвалидностью и МГН;
— размещения в свободном доступе для населения на официальном интернет-ресурсе местного исполнительного органа итогов мониторинга, оценки «шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН;
— проведенияежегодного опроса лиц с инвалидностью и МГН — для определения приоритетов и потребностей в обеспечении «шаговой доступности» объектов, в соответствии с анкетой, представленной в приложении В настоящего стандарта.
5.1.8Текущие и перспективные планы работ центральных и местных исполнительных органов по обеспечению «шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН должны содержать:
— протяженность доступных пешеходных путей для лиц с инвалидностью и МГН от мест проживания до приоритетных для посещения объектов,оказывающих услуги населению.
— пешеходные расстояния до мест отдыха, вызова и ожидания оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН, обустройства санитарных узлов на путях передвижения.
— время ожидания оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН на маршрутах передвижения.
— максимальную протяженность доступного для лиц с инвалидностью и МГН маршрута от приоритетного объекта,оказывающего услуги населению, до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта.
— частоту движения общественного пассажирского транспорта по доступным для лиц с инвалидностью и МГН маршрутам, доступных транспортных средств на подконтрольной территории, обустроенных с учетом обеспечения условий «шаговой доступности» для всех категорий лиц с инвалидностью из числа МГН.
— количество обустроенных мест отдыха и маршрутов пешеходного движения для лиц с инвалидностью и МГН в общественных местах отдыха и проведения совместного досуга горожан, а также на прилегающих к местам проживания МГН дворовых территорий.
— максимальное расстояние между оборудованными, с учетом обеспечения условий «шаговой доступности» для лиц с инвалидностью и МГН, кабин санитарных узлов на доступных маршрутах движения по объектам инфраструктуры.
— количество мест стоянок личного транспорта, обустроенных с учетом особых потребностей лиц с инвалидностью и МГН, на объектах подотчетных центральным и местным исполнительным органам.
— количество доступных для посещения и обслуживания лиц с инвалидностью и МГН организаций, оказывающих услуги населению: рознично-оптовой торговли продуктами питания и хозяйственными товарами; аптеки; общественного питания; бытового обслуживания населения.
— количество обустроенных для каждой категории лиц с инвалидностью рабочих мест в подотчетных центральным и местным исполнительным органам организациях.
— количество лиц с инвалидностью, работающих в организациях,подотчетных центральным и местным исполнительным органам.
— принятие и согласование организациями применение «разумных приспособлений» для обеспечения условий «шаговой доступности» объектов и услуг для лиц с инвалидностью и МГН.
— информацию о соответствии организаций, подотчетных центральным и местным исполнительным органам, требованиям[2], в том числе по обеспечению «шаговой доступности» для лиц с инвалидностью и МГН при строительстве, реконструкции, капитального ремонта общественных зданий и сооружений.
6Обеспечение условий доступности объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН организациями, оказывающими услуги населению
6.1 Организациипроводят работы по обеспечению условий доступности объектов инфраструктуры и услуг, в том числе по достижению «шаговой доступности» для лиц с инвалидностью и МГН с указанием условий и времени ожидания предоставления необходимой ситуационной помощи с учетом особых потребностей каждой категории лиц с инвалидностью (Г, С, О, К — при оказании физических услуг и У — при оказании интеллектуальных услуг).
6.2 Обеспечение условий доступности объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН организациями оценивается в зависимости от:
— наличия утвержденного руководителем организации документа (требований) по обеспечению «шаговой доступности» объектов и услуг для лиц с инвалидностью и МГН и плана работ по его внедрению;
— наличия на официальном интернет-ресурсе организации (официальный сайт, мобильное приложение или другой интернет-сервис) в доступной формеактуальной информации по обеспечению «шаговой доступности» объектов и услугдля каждой категории людей с инвалидностью (Г, С, К, О, У — при условии оказания интеллектуальных услуг), в том числе:
— перечень доступных услуг для лиц с инвалидностью и МГН,
— порядок оказания услуг для лиц с инвалидностью и МГН;
— порядок предоставления ситуационной помощи для каждой категории лиц с инвалидность, с указанием гарантированного времени предоставления ситуационной помощи,
— стоимость услуг организации (при оказании на возмездной основе) для лиц с инвалидностью и МГН и условия оплаты;
— параметры качества услуг:
— время обслуживания;
— продолжительность времени оказания услуг;
— условия комфорта, предоставляемые организацией при обслуживании лиц с инвалидностью и МГН;
— наличие и доступность социальных услуг для лиц с инвалидностью и МГН;
— сервисные услуги, доступные для лиц с инвалидностью и МГН;
— схема доступных маршрутов передвижения лиц с инвалидностью и МГН по прилегающей территории;
— схема доступных маршрутов передвижения лиц с инвалидностью и МГН по объекту организации с указанием доступных:
— входов и выходов;
— зон обслуживания;
— бытовых зон;
— зон, вызова и ожидания ситуационной помощи;
— зон отдыха;
— зон оказания сервисных услуг.
Примечание – Проектирование объектов организаций, оказывающих услуги населению, проводится в соответствии с [2].
— информации о доступных стоянках и парковках для автотранспорта, места вызова и ожидания ситуационной помощи МГН.
— информации о пропускной способности организации для одновременного обслуживания количества клиентов из числа представителей каждой категории лиц с инвалидностью;
— информации о направлениях, доступных для передвижения;
— информации о расположении доступных зон отдыха, вызова и ожидания ситуационной помощи;
— информации о расположении доступных зон оказания услуг, а также социального и сервисного обслуживания.
— информации о схеме движения автотранспорта на выезде на прилегающую территорию с указанием мест стоянок автотранспорта лиц с инвалидностью и МГН, мест высадки и посадки, вызова и ожидания ситуационной помощи;
— информации об услугах по предварительному бронированию мест стоянок для лиц с инвалидностью и МГН, с учетом времени посещения организации, оказывающей услуги населению;
— контактов для получения необходимой справочной информации в доступной форме.
6.3 В организациях должны быть руководство по оказанию услуг, а также программапо подготовке персонала для обслуживания каждой категории лиц с инвалидностью, утвержденное полномочным лицом организации.
6.3.1 Программа по подготовке персонала должна содержать:
— права лиц с инвалидностью и МГН, требования в работе персонала при обеспечении условий доступности объектов и услуг;
— понимание потребностей в помощи всех категорий лиц с инвалидностью и МГН при получении информации, передвижении, обслуживании;
— правила общения со всеми категориями лиц с инвалидностью и МГН;
— способы оказания ситуационной помощи всех категорий лиц с инвалидностью и МГН на объекте и при обслуживании;
— назначение и порядок использования вспомогательного оборудования, используемого лицами с инвалидностью и МГН для перемещения, вспомогательного оборудования, используемого организацией для обеспечения доступности объектов и услуг.
6.4В организациях должны быть руководствопо оказанию ситуационной помощи для каждой категории лиц с инвалидностью, согласованное с общественными объединениями лиц с инвалидностью, а также система организации работ, включающая
— наличие в должностных обязанностях персонала, в зависимости от выполняемых функций по оказанию услуг клиентам, требований по оказанию ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН, соблюдения стандартов организаций (требований);
— наличие подготовленных инструкторов (специалистов), прошедших обучение в установленном порядке;
— привлечение экспертов общественных объединений лиц с инвалидностью, прошедших подготовку в качестве инструкторов для подготовки персонала по вопросам понимания потребностей различных категорий лиц с инвалидностью и МГН;
— наличие программ, годовых планов подготовки и переподготовки персонала по вопросам оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН;
— наличие документов, подтверждающих прохождение персоналом подготовки (инструктажа) оказания ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН.
6.5Организациями должны быть утвержденыежегодные (текущие) и перспективные планы работ, включающие применение«разумных приспособлений», согласованные с общественными объединениями лиц с инвалидностью.
6.6 Организациями проводится мониторинг (ежегодный и периодический) обеспечения доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью и МГН.
В случае проведения ежегодного мониторинга доступности объектов и услуг лицам с инвалидностью и МГН привлекаются эксперты общественных объединений лиц с инвалидностью, прошедшие подготовку в установленном порядке.
Периодический мониторинг проводится не реже 2 раз в год в осенне-зимний, весенне-летний периоды.
6.7В случае привлечения организацией сторонних поставщиковуслуг для обслуживания клиентов доступность услуг на территории объекта будет оцениваться в зависимости от:
-наличия в договорах с поставщиками услуг требований по обеспечению условий доступности объектов и услуг лицам с инвалидностью и МГН;
— наличие у поставщиков услуг подготовленного персонала для оказания ситуационной помощи всем категориям лиц с инвалидностью и МГН;
— наличие у поставщиков услуг оборудованных мест, схем движения, средств обслуживания всех категорий лиц с инвалидностью и МГН;
— наличие у поставщиков услуг способов оказания ситуационной помощи для всех категорий лиц с инвалидностью и МГН, согласованных с общественными объединениями лиц с инвалидностью.
6.8 Работа организаций с претензиями и предложениями по обеспечению условий доступности объектов и услуг оценивается в зависимости от:
— наличия документации по учету претензий и предложений клиентов.
— направления ответа на претензии и предложения в письменной или электронной форме после получения претензии или предложения от заявителя в сроки, установленные действующим законодательством.
— удовлетворение претензии заявителя после ее получения, в случае еслипретензия признана организацией и, если не требуется судебного рассмотрения и решения, в сроки, установленные действующим законодательством.
— наличия условий для подачи претензий и предложений, с учетом, имеющихся у лиц с инвалидностью и МГН, нозологий, через официальный интернет-ресурс организации или другими способами.
Приложение А
(информационное)
Оценка работ центральных и местных исполнительных органов по обеспечению условий«шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН
п/п | Условия доступности | Оценка работ |
1 | Наличие соответствующего документа центральных и местных исполнительных органов по обеспечению качества условий «шаговой доступности»объектов инфраструктуры и оказываемых услуг для лиц с инвалидностью и МГН | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
2 | Обеспечение доступности и актуальность информации для лиц с инвалидностью и МГН на официальном интернет-ресурсе центральных и местных исполнительных органов, и подотчетных им организаций, оказывающих услуги населению, для принятия решения о «шаговой доступности» условий для посещения объекта и получения услуг | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
3 | Обеспечение доступности для лиц с инвалидностью и МГН условий вызова и оказания в гарантированное время ожидания необходимой ситуационной помощи на маршрутах движения и объектах инфраструктуры | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
4 | Обеспечение доступности для лиц с инвалидностью и МГН информации на входе в организации, оказывающих услуги населению, о доступности объектов и услуг для каждой категории лиц с инвалидностью и МГН | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
5 | Проведение комплексной работы организаций, оказывающих услуги населению, подотчетных местным исполнительным органам, по обеспечению доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью и МГН
|
Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
6 | Формирование актуальной информации об условиях«шаговой доступности» для каждой категории лиц с инвалидностью и МГНобъектов городской, сельской, социальной инфраструктуры | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
7 | Актуальность, эффективность и качество результатов работ обеспечения условий доступности объектов и услуг для лиц с инвалидностью и МГН местными исполнительными органами, подотчетным им организациями, по обеспечению «шаговой доступности» объектов и услуг местных исполнительных органов, подотчетных организаций. | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
8 | Обеспечение «шаговой доступности» для лиц с инвалидностью и МГН объектов и услуг местных исполнительных органов, подотчетных им организаций | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
9 | Принятие и утверждение местным исполнительным органом текущих и перспективных планов работ по достижению«шаговой доступности» объектов инфраструктуры и услуг, согласованных с общественными объединениями инвалидов, с учетом их приоритетных потребностей | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
10 | Местные исполнительные органы, организующие пассажирские перевозки для населения, обязаны:
в договора включать требования к обеспечению уровня качества доступности пассажирских перевозок и транспортных средств для лиц с инвалидностью и МГН; информировать население о качестве доступности, расписании движения маршрутов общественного транспорта; условиях получения справочной информации, размещения и подтверждение выполнения заявок на оказание необходимой ситуационной помощи лицам с инвалидностью и МГН в поездке. |
Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
Приложение Б
(информационное)
Оценка работ организаций, оказывающих услуги населению, по обеспечению условий доступности объектов инфраструктуры и услуг для лиц с инвалидностью и МГН
№ | Условия доступности | Оценка работ |
1. | Принятиеорганизацией,оказывающейуслуги населениюобязательств пообеспечениюкачествадоступностиобъектов и услугдлялицс инвалидностью | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
2. | Доступность иактуальностьинформации наофициальном интернет-ресурсе организаций (официальный сайт, мобильное приложение или другой интернет-сервис) овозможностипосещения объекта и получения услуг,предоставляемыенаселению | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
3 | Наличиеактуальнойинформацииосхеме движения,доступныхстоянкахи парковках,размещенных наприлегающейтерриториидляавтотранспорта | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
4 | Наличие уорганизацииспособовоказания услуг,системыподготовкиперсонала дляобслуживаниякаждой категориилиц синвалидностью и МГН,утвержденныхполномочным лицоморганизации | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
5 | Наличиев организации способовоказанияситуационнойпомощи для каждойкатегории лицсинвалидностью и МГН,в том числе на маршрутахпередвижения суказаниемдоступныхзони помещений,предназначенныхдля оказания услуг,социальных исервисных | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
6 | Наличие уорганизации программыподготовкиперсонала дляпониманияпотребностей впомощи, общения,оказанияситуационнойпомощи,утвержденнойполномочнымлицоморганизации. | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
7 | Наличие ворганизациисистемыорганизации работи подготовкиперсонала дляоказанияситуационнойпомощи всемкатегориям лиц синвалидностью. | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
8 | Наличиев организации текущегоиперспективногопланов работ,согласованиеприменения «разумныхприспособлений» собщественнымиобъединениямилиц с инвалидностью сучетом ихприоритетов. | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
9 | Проведениемониторингаобеспечениядоступностиобъектовиуслугдля лиц с инвалидностью и МГН | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
10 | Выполнениятекущегоиперспективногопланов работ | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
11 | Наличиеи выполнениетребованийпоставщиками при обслуживании клиентов натерриторииорганизации ипредоставлении услугклиентампо аутсорсингу. | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
12 | Работаорганизации спретензиями ипредложениями пообеспечениюусловийдоступностиобъектовиуслуг для лиц с инвалидностью и МГН | Соответствие условию доступности — при полном выполнении требований.
Несоответствие условию доступности — при отсутствии выполнения требования |
Приложение В
(информационное)
Анкеты опроса лиц с инвалидностью из числа МГН, проживающих на территории подконтрольных местных органов, для определения приоритетов и потребностей в обеспечении условий «шаговой доступности» объектов и услуг городской, сельской, социальной инфраструктуры
Проводится по инициативе: __________________________________________________
Контакты для справок: ______________________________________________________
Просим ответы направить по адресу: __________________________________________
АНКЕТА
опроса лиц с инвалидностью по слуху для определения приоритетов и потребностей в «шаговой доступности» объектов и услуг городской, сельской, социальнойинфраструктуры
№ | Содержание вопроса | Ответ |
1 | Вы пользуетесь слуховым аппаратом?
|
ДА НЕТ
(ответ подчеркнуть) |
2. | Укажите улицу и дом проживания. | |
3 | Укажите, по каким улицам города Вы в основном передвигаетесь. Какие барьеры мешают передвижению. | |
4 | Укажите, какие учреждения, магазины, Вы посещаете еженедельно и сколько раз. Какие барьеры мешают при их посещении. | |
5 | Какие места отдыха, развлечений, прогулок Вы посещаете. Какие барьеры мешают для их посещения. | |
6 | Вы работаете, учитесь? Если да — то, кем, и по какому адресу | |
7 | По какой профессии Вы могли бы и хотите работать | |
8 | Какая помощь Вам необходима для трудоустройства | |
9 | Укажите: номера маршрутами и остановки общественного транспорта, которыми Вы пользуетесь | |
10 | Какие трудности Вы испытываете в поездке | |
11 | Ваши пожелания по улучшению качества «шаговой доступности» услуг пассажирских перевозок |
АНКЕТА
опроса детей с инвалидностью (их полномочных представителей) для определения приоритетных потребностей в «шаговой доступности» объектов и услуг городской, сельской, социальной инфраструктуры
№ | Содержание вопроса | Ответ |
1 | Вы пользуетесь креслом-коляской с ручным или электрическим приводом, передвигаетесь используя костыли, трости или ходунки. | Укажите используемое оборудования для передвижения. |
2 | Укажите улицу и номер дома, где вы проживаете | |
3 | Вы можете самостоятельно покинуть место проживания. Какая помощь Вам необходима. | |
4 | По каким улицам города Вы в основном передвигаетесь, какие барьеры Вам мешают | |
5 | Укажите, какие учреждения Вы посещаете еженедельно и сколько раз. Какие барьеры Вам мешают при их посещении. | |
6 | Какие места отдыха, развлечений, прогулок Вы посещаете. Какие барьеры Вам мешают | |
7 | Вы учитесь? Если да — то, кем, и по какому адресу | |
8 | Укажите: номера маршрутами и остановки общественного транспорта, которыми Вы пользуетесь | |
9 | Какие трудности Вы испытываете в поездке
|
|
10 | Ваши пожелания по улучшению качества «шаговой доступности» услуг пассажирских перевозок |
АНКЕТА
опроса лиц с инвалидностью по опорно-двигательному аппарату и передвигающихся на кресле — коляске для определения приоритетов и потребностей в «шаговой доступности» объектов и услуг городской, сельской, социальной инфраструктуры
№ | Содержание вопроса | Ответ |
1 | Вы пользуетесь креслом-коляской с ручным или электрическим приводом, передвигаетесь используя костыли, трости или ходунки.
|
Укажите используемое оборудования для передвижения. |
2 | Укажите улицу и номер дома, где вы проживаете | |
3 | Вы можете самостоятельно покинуть место проживания. Какая помощь Вам необходима. | |
4 | По каким улицам города Вы в основном передвигаетесь, какие барьеры Вам мешают | |
5 | Укажите, какие учреждения, магазины Вы посещаете еженедельно и сколько раз. Какие барьеры Вам мешают при их посещении. | |
6 | Какие места отдыха, развлечений, прогулок Вы посещаете. Какие барьеры Вам мешают | |
7 | Вы работаете? Если да — то, кем, и по какому адресу | |
8 | По какой профессии Вы могли бы и хотите работать | |
9 | Какая помощь Вам необходима для трудоустройства | |
9 | Укажите: номера маршрутами и остановки общественного транспорта, которыми Вы пользуетесь | |
10 | Какие трудности Вы испытываете в поездке | |
11 | Ваши пожелания по улучшению качества «шаговой доступности» услуг пассажирских перевозок |
АНКЕТА
опроса лиц с инвалидностью по зрению для определения приоритетов и потребностей в обеспечении «шаговой доступности» объектов городской, сельской, социальной инфраструктуры и услуг
№ | Содержание вопроса | Ответ |
1 | Вы пользуетесь белой тростью при передвижении?
|
ДА НЕТ
(ответ подчеркнуть) |
2. | Укажите улицу и дом проживания. | |
3 | Укажите, по каким улицам города Вы в основном передвигаетесь. Какие барьеры мешают передвижению. | |
4 | Укажите, какие учреждения, магазины, Вы посещаете еженедельно и сколько раз. Какие барьеры мешают при их посещении. | |
5 | Какие места отдыха, развлечений, прогулок Вы посещаете. Какие барьеры мешают для их посещения. | |
6 | Вы работаете, учитесь? Если да — то, кем, и по какому адресу | |
7 | По какой профессии Вы могли бы и хотите работать | |
8 | Какая помощь Вам необходима для трудоустройства | |
9 | Укажите: номера маршрутами и остановки общественного транспорта, которыми Вы пользуетесь | |
10 | Какие трудности Вы испытываете в поездке | |
11 | Ваши пожелания по улучшению качества «шаговой доступности» услуг пассажирских перевозок
|
Библиография
[1] ЗРК «Социальный кодекс Республики Казахстан» от 20 апреля 2023 года № 224-VII;
[2] СП РК 3.06-101-2012 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»;
[3] ЗРК от 20 февраля 2015 года № 288-V «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
[4] ЗРК от 27 июня 2022 года № 129-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам улучшения качества жизни лиц с инвалидностью»;
[5] ЗРК от 19 мая 2015 года № 314-V «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях»;
МКС 03.080 |
Ключевые слова:«шаговая доступность»; объекты инфраструктурыи услуги; лица с инвалидностью; маломобильные группы населения; местные исполнительные органы; организации, оказывающие услуги населению
|
МКС 03.080 |
Ключевые слова:«шаговая доступность»; объекты инфраструктуры и услуги; лица с инвалидностью; маломобильные группы населения; местные исполнительные органы; организации, оказывающие услуги населению
|
РАЗРАБОТЧИК
РГП на ПХВ «Казахстанский институт стандартизации и метрологии» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан
Заместитель
Генерального директора
|
Е.М. Амирханова |
|
Руководитель
Департамента разработки НТД
|
А.Н. Сопбеков |
|
Главный специалист
Департамента разработки НТД
|
Б.Б. Убиштаева |