Дизайнер – профессия креативной индустрии

Термин «креатив» прочно вошел в нашу жизнь, он происходит от англ. creative – творческий — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Его применяют для характеристики неординарных решений в технологии, индустрии, экономике. Развитие творческих способностей и умение применять их для решения практических задач называется креативными технологиями. Креативность — один из самых востребованных навыков XXI века.

Применение креативных технологий и индустрии способствует привлечению инвестиционных потоков и созданию новых производств и рабочих мест, оказывает значительное влияние на имидж народов и стран.
Это послужило основанием для Генеральной Ассамблей ООН назвать 2021 год «Международным годом креативной экономики», тем самым включив концепцию креативной экономики в глобализационный процесс.
Согласно подходов ООН к креативным индустриям относятся дизайн, искусство, мода, кино, музыка, медиа, компьютерная графика, образование и другие направления интеллектуальной деятельности. При этом объем рынка креативных индустрий в мире оценивается сотнями миллиардов долларов с ежегодными приростом в 15 процентов.
В сегменте креативной экономики лидируют США, Китай, Канада, Великобритания, Япония, Франция, Германия, Южная Корея, у которых они занимает долю в ВВП от 3% и до 4,1%.
За такими успешными прорывами стоят различные Программы, Стратегии и Планы развития креативной экономики: в США -Программа развития креативной технологий; в Канаде — Стратегия экспорта креативной индустрии; в Японии — Золотая стратегия развития, в ОАЭ – План содействия креативному сектору и т.л.
Согласно Посланию Главы государства К.Токаева «Экономический курс справедливого Казахстана» в стране сектор креативной экономики до сих пор не развит. Вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает 1%.
В 2021 году в Казахстане принята «Концепция развития креативных индустрий на 2021-2025 годы».
Концепция содержит следующие системные барьеры, препятствующие эффективному развитию креативных индустрий в Казахстане:
— отсутствие законодательно утвержденных понятий креативной индустрии и деятельности субъектов предпринимательства в креативных индустриях. Это ограничивает субъекты предпринимательства в доступе к имеющейся инфраструктурной, имущественной и нефинансовой поддержке;
— существующие меры государственного стимулирования в недостаточной мере учитывают особенности развития креативной индустрии;
— перспективных творческие инициативы с высоким бизнес-потенциалом, возникающие на стыке культуры в основном ориентированы на поддержание объектов социальной сферы и проведение культурно-массовых мероприятий, а не на создание добавочной стоимости в креативных индустриях;
— отсутствие инфраструктурного развития креативного предпринимательства и формирования устойчивых креативных индустрий в стране;
— слабая инвестиционная привлекательность креативных ресурсов, необходимых для развития креативных индустрий в Казахстане;
— проблемы нехватки и низкого качества человеческих ресурсов, необходимых для развития креативных индустрий.
Устранение первых системных барьеров зависит от правительства, законодательных органов, а последнее может найти решение в области подготовки специалистов с высшим образованием.
Надо учесть, что креативная индустрия – не социальная сфера, которая нуждается в повсеместной поддержке государства. Она – потенциальный драйвер экономики, способный приносить значительные доходы стране.
Сейчас центры креативной индустрии сосредоточены в трех мегаполисах Казахстана. Этого недостаточно считает Президент и предлагает открыть креативные центры в областных центрах и крупных городах.
В этом направлении в Жамбылской области с целью формирования деловой среды, налаживания инвестиционных связей, укрепления взаимовыгодного сотрудничества в различных секторах экономики проводится большая работа:
— город Тараз приобрел статус «города ремесленников» ЮНЕСКО;
— проведен международный инвестиционный форум «Dzhambu lInvestmentand Economic Forum-2023».
В форуме приняли участие более 700 представителей ведущих международных и отечественных компаний, инвесторы, эксперты, представители отраслевых министерств.
Форум показал потенциал инвестиционных возможностей региона в различных сферах жизнедеятельности.
— начиная с 2017 года ежегодно проводится международная неделя моды «Aspara Fashion Week», под руководством дизайнера мирового уровня Айдархана Калиева;
— в Дулати Университете проведен форум «Возможности интеграции науки и бизнеса в Жамбылской области» с участием представителей АО «Фонд науки». В работе форума приняли участие ученые НАО «Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати», представители «Управления предпринимательства и индустриально- инновационного развития акимата Жамбылской области», «Управления цифровых технологий», «Палаты предпринимателей» и предприниматели. Обсуждались проблемы защиты объектов интеллектуальной собственности, креативной экономики. Форум показал значительный потенциал ученых и предпринимателей области.
В Таразском региональном университете имени М.Х. Дулати, имеющем 65- летнюю историю ведется подготовка специалистов креативной индустрии по таким направлениям, как «Дизайн интерьера», «Дизайн моды», «Дизайн рекламы». Также готовятся бакалавры, магистры и доктора РhD по специальностям: «Инновационный текстиль», «Индустрия одежды», «Инновационные технологии изделий из кожи», «Материаловедение и технология новых материалов», «Инновационные технологии швейных изделий» и др. Данные образовательные программы находятся на стыке креативных индустрий. Необходимо отметить, что в последние годы молодежь проявляет значительный интерес к профессии дизайнера, растет количество абитуриентов, выбравших профессию дизайнера.
Кафедры университета укомплектованы высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, занятия ведут члены союза художников Казахстана, члены Евразийского союза дизайнеров, для чтения лекций, проведения мастер-классов привлекаются также и зарубежные специалисты. За последние 5 лет профессорско-преподавательским составом кафедры подготовлено 15 учебных пособий для дизайнеров по таким дисциплинам, как история искусств; история материальной культуры и дизайна; дизайн в рекламном бизнесе; фотографика; основы разработки элементов плаката; цветоведение и другие.
Каждая кафедра имеет учебно-производственные участки, оснащенные современным оборудованием, компьютерные классы, укомплектованные специальными графическими программами для дизайна интерьера, одежды, рекламы.
Большое внимание уделяется академической мобильности студентов. Ежегодно студенты кафедры «Дизайн и индустрия моды» в течение одного семестра проходят обучение в университете имени Адама Мицкевича, (Польша), Невском институте дизайна, (г. Санкт-Петербург, Россия), также в ряде отечественных вузов.
Университет ежегодно проводит Международный конкурс дизайнеров «Бабалар-Мұрасы»-«Наследие предков». Цель конкурса – развитие и популяризация художественного творчества будущих специалистов в области дизайна и искусства, создание безграничного пространства для духовного, культурного, образовательного развития, раскрытия творческого потенциала и самореализации подрастающего поколения.
Студенты кафедры «Дизайн и индустрия моды» ежегодно участвуют в конкурсах, проводимых в республике и за ее пределами. Только за последний год наши студенты получили призовые места в конкурсах: Открытая Международная выставка-конкурс художественного творчества «Пропилеи искусства», г.Казань, (1 место), Всероссийский конкурс изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвященный 60 летию МГПИ, г.Саранск, (диплом 1 степени), Международная образовательная корпорация, Республиканский конкурс молодых дизайнеров моды «Iнжу-Дизайн», (3 место в номинации «Этнография», Республиканская предметная олимпиада, КазГАСА, г. Алматы (2 место) и другие.
Преподаватели кафедры участвуют в создании нового образа города Тараза. С их участием арка мемориала «Тектурмас» приобрела новый неповторимый облик.
Указанные достижения свидетельствует о том, что центр креативной индустрии в Жамбылской области может быть организован на базе ТарРУ имени М.Х. Дулати.

С.Байжанова,
заведующая кафедрой «Дизайн и индустрия моды»
к.т.н., ассоциированный профессор,
С.Мунасипов,
к.т.н., профессор

Comments (0)
Add Comment