Даурен Камшыбаев, режиссер: «Кино – это живой организм»

«В старости мне не хотелось бы оставаться кинематографистом. Поскольку фильмография для меня – священное понятие», – сказал известный среди любителей кино, знаменитый голливудский режиссер Квентин Тарантино. Для каждого творческого человека первые его произведения – это своего рода преодоление значимой в жизни высоты. В них есть пылающая страсть, своеобразная логика и даже чуть-чуть сумасбродства. Тем это и ценно. И в нем же для художника заключается кладезь смыслов…

Одним из таких смельчаков, что называется, с головой окунувшихся в безмерный мир кино, стал наш земляк, избравший кинематограф в качестве профессии, Даурен Камшыбаев. Наш молодой режиссер поставил перед собой амбициозную задачу – поднять казахский кинематограф на новую высоту. Об этом, о планах на будущее, любви к искусству, о тенденциях в сфере отечественного кино сегодня узнаем в интервью с Дауреном.

Что для Вас подразумевает слово «искусство» и как Вы пришли к выводу, что хотите стать режиссером?

Искусство для меня – это попытка понять окуражающий и внутренний миры с целью передать свое понимание определенных вещей дальше, в моем случае через призму кино. Режиссура… потому что она дает возможность заглянуть вглубь.

Расскажите о себе и о своих работах.

Моим последним проектом был клип для московского рэпера ST. Делали его совместно с творческим объединением «Qara» Айсултана Сейтова. Мы давно планировали сделать совместный проект, и вот все звезды сошлись. Премьера прошла совсем недавно, результат уже можно увидеть в сети. Трек называется “Родители”. ST поднял острый вопрос сложных взаимоотношений в семье, визуализировать который мне было несложно. За основу концепта я взял непрекращающееся движение камеры, которая переходит из комнаты в комнату, от семьи к семье, которые, несмотря на разный цвет кожи, вероисповедание и социальное положение, испытывают одни и те же человеческие проблемы. Я учился и был членом писательской группы при Калифорнийском университете. Перенимал опыт у лучших в своем деле сценаристов и режиссеров. Считаю, что это огромная честь – получать знания у людей, которые смогли пройти сложный творческий путь и создать настоящие шедевры, отмеченные престижными номинациями, такими как Оскар.

При создании фильма какая часть работы Вам больше по душе и от каких вещей Вы просто отказались бы?

Я обожаю съемочный процесс. Люблю находиться на площадке, когда процесс идет полным ходом. Кино – это живой организм и осознать это можно лишь оказавшись на съемочной площадке. Все этапы создания кино очень важны и нет таких, от которых можно было бы отказаться. С точки зрения личного предпочтения, мое любимое занятие – это находиться на съемочной площадке. Когда долго нет съемок, либо подготовительный период неоправданно затягивается, то я начинаю хандрить и болеть.

Вы не только сами занимаетесь творчеством, но и помогаете другим реализовать себя. У Вас есть школа TFS. Как Вы видите развитие этой школы?

У меня как-то спросили: зачем ты открыл эту школу? Я ответил, что в своё время у меня самого не было возможности учиться. Ради этого пришлось много чего пройти и преодолеть. Поэтому хочу подарить талантливым, креативным ребятам возможность получать знания именно здесь, не уезжая никуда. Насчет развития: в ближайшем будущем, надеюсь, мы сможем принимать студентов со всего Казахстана, обеспечивать их жильем и всем необходимым для того, чтобы они могли полностью погрузиться в процесс.

Какой жанр Вам по душе?

Я обожаю комедии. Комедии, которые наполнены глубоким смыслом. Комедии, в которых мы смеемся над тем, что в обычной жизни заставляет нас плакать.

У Вас сложился свой метод работы?

Я сторонник того, что кино это командная работа. Есть определенные нюансы. Допустим, у нас в киношколе мы пытаемся научить ребят тому, что видение режиссера – самое важное. Когда он чувствует ответственность за весь процесс и за все, что присходит на экране – он в полной мере погружается в процесс. Когда же режиссер попадает в рамки жестких ограничений – продюсерских или каких-либо еще, то он может сотворить даже лучше, используя эти ограничения, как трамплин, но может и просто закрыться. Это максимально опасный опыт для любого режиссера.

Отечественная киноиндустрия взглядом молодого режиссера. Какие минусы и плюсы Вы видите?

Можно я промолчу по одной простой причине? Считаю, что все, кто причастен к киноиндустрии сегодня, здесь и сейчас пытается сделать что-то для ее развития. А потому критиковать кого-то считаю неуместным. Не думаю, что есть некий профессионал, который пытается толкнуть кино назад. Все мы, тем или иным образом, жертвуя временем, семьями и самими собой, пытаемся сдвинуть этот локомотив вперед.

А как на Вас влияет зарубежное кино?

Вообще кино – сильнейший инструмент идеологии. Надеюсь, вы не будете отрицать то, что оно создает определенную модель поведения. А потому зарубежное или местное, цветное или черно-белое, со звуком и без, любое кино влияет на нас и наше восприятие этого мира. Зарубежное кино – это просто общий ярлык для всего, что создавалось не в нашей стране. Считаю правильным делить кино на категории – понимаю и не понимаю. Из каждой картины можно вынести что-то важное, ответить для себя на тот или иной вопрос.

Как Вы думаете, для искусства важен менталитет?

Для искусства важно передать мысль. Поделиться своим восприятием этого мира. Порой вразрез устоявшемуся положению дел и менталитету.

Казахстанская киноиндустрия состоит на 80 процентов из зарубежных фильмов. Это не страшно для нас?

Думаю, это вопрос времени. Рано или поздно наша киноиндустрия сможет удовлетворить потребность отечественного зрителя.

В начале этого года был подписан закон о кино. Как это повлияет на Ваше творчество?

Я рад, что появился такой закон. Его раньше вообще не было. Это большой. Локомотив потихоньку начинает двигаться вперед. Как это будет влиять на меня? Так как я в сфере кино, то, скорее всего, рано или поздно мы столкнемся с теми нормативными актами, и, надеюсь, они облегчат наш процесс. Главное, чтобы закон о кино не превратился просто в слова на бумаге.

Вы не боитесь, как художник, повлиять на жизнь людей?

Боюсь. Наверное, любой художник боится демона, который живет внутри. Мы знаем, что человек – дуальное создание. В нем есть и хорошее, и плохое. Тому искусству, которое делаешь, хочется отдать все самое лучшее.

Для Вас важно признание публики?

Не хотел бы быть режиссером, чьи фильмы “пылятся на архивных полках”. Я очень трепетно отношусь к своей дебютной картине. Постоянно пытаюсь её отложить. Хочется быть максимально подготовленным. Когда ты поделился чем-то сокровенным, и это увидело много людей, которые вынесли для себя что-то важное, нашли ответы и смогли облегчить себе жизнь, – где-то на небесах загорается твоя именная звездочка. Хороший фильм, который “пылится на полке” – преступление.

А каким должен быть хороший фильм?

Для меня есть понятие авторское кино и коммерческого кино. Коммерческое кино – это тот фильм, где режиссер пытается угодить своему зрителю и его ожиданиям. То есть так, чтобы зритель вышел максимально довольным. Авторское кино – это когда режиссер пытается угодить самому себе. Ему безразлично мнение зрителей. Он хочет донести что-то свое. Поделиться исключительно своим видением. Тот механизм, который хотим выстроить мы, это некая золотая середина между авторским и коммерческим кино.

Как Вы считаете, в чем секрет успешности зарубежных режиссеров, таких как Тарантино, Нолан,Спилберг?

Все просто. Мы до сих пор относимся к кинопроизводству, как к некому транцендальному понятию, к которому невозможно дотянуться и которое невозможно осознать. Тем самым лишь усложняя себе жизнь. В первую очередь надо научиться ремеслу. Изучить кино, как науку. Взять основы. Стать простыми ремесленниками, и творчество не заставит себя долго ждать. Пикассо, перед тем, как стать одним из основоположником кубизма, был отличным ремесленником и умел писать академически правильные картины. Успех западных киноспециалистов в том, что они к кино относятся, как к науке. Например, Голливуд – это четкие формулы, схемы, правила и законы. Но при этом это – искусство. А мы до сих пор пытаемся улететь в космос, не позаботившись о ракете, на которой можно было бы взлететь.

Какие авторы, поэты и писатели Вас вдохновляют?

Пытаюсь в очередной раз освоить Ницше. Тут главное не “словить МакКонахи”. Среди поэтов мне очень понятны и от того любимы труды Евтушенко, Пастернака, Блока и Бродского. А из отечественных почитаю труды Жарасхана Абдраша. Таких поэтов, как он, у нас практически не осталось…
– Спасибо за беседу!

Беседовала
Арайлы Жаксылык

Comments (0)
Add Comment