Очень часто в Сети, да и на личном опыте можно увидеть, что общественный транспорт в Таразе работает крайне странно: то автобусов нет по полчаса, то за какие-то 15 минут приезжают сразу все маршруты. Мы поговорили с руководителем городского отдела ЖКХ Зиятом Турсынулы и задали ему вопросы касаемо автобусов нашего города, а также ценообразования.
Стоит начать с того, что 20 апреля 2021 года постановлением акимата города Тараза была поднята цена за проезд на общественном транспорте. Так, оплата по Tulpar Card для взрослых стала 85 тенге, для учащихся школ – 40 тенге, а оплата наличными для населения составляет 130 тенге, для учащихся школ – 60 тенге. До этого последний раз тариф на проезд в городе Таразе был установлен 20 июня 2017 года для всех пассажиров – 65 тенге, для школьников (1-11 классов) – 30 тенге. Данный размер тарифа являлся самым низким среди регионов республики, и до 2020 года расходы перевозчиков из бюджета не субсидировались. В других регионах республики, несмотря на высокий тариф, осуществлялось субсидирование перевозчиков. Но давайте узнаем, что же входит в стоимость данного тарифа?
– С 2017 года цены на горюче-смазочные материалы выросли в два раза, на запчасти – в два-три раза. Например, дизель подорожал с 89 до 195 тенге, колесо автобуса марки Паз – с 18 до 48 тысяч тенге, турбина – с 30 до 70 тысяч тенге, корзина – с семи до 22 тысяч тенге и так далее. Тариф вычисляется согласно «Методике расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам», утвержденной приказом министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 13 октября 2011 года №614. В соответствии с Методикой были произведены расчеты тарифа на регулярные городские маршруты. Тариф составил 152 тенге, – объяснил Зият Турсынулы.
Как стало известно, в текущем году планируется закупить новые низкопольные автобусы большой вместимости. Однако мы помним, что в июле текущего года уже ввели новые автобусы в количестве 12 штук. Но их пустили на один из не самых популярных маршрутов, что отмечают и пользователи Сети в сообществах города, да и на личном опыте мы увидели, что в час-пик в автобусе довольно-таки мало людей. В связи с этим следует вопрос: почему автобусы новой модели пустили на маршрут №8? Может есть вариант пустить эти новые автобусы на другие популярные маршруты, такие как №55, 32, 11, возобновить №37?
– На начальном этапе автобусный маршрут №8 за один рабочий день перевозил в среднем 1500 пассажиров. На сегодняшний день пассажиропоток вырос до 7000. Длина автобусов, которые курсируют на автобусном маршруте №8, составляет 12 метров, что не позволяет передвигаться по некоторым улицам маршрутов № 55, 32, 11 и 37. Автобусными парками города в текущем году планируется закуп автобусов большой вместимости длиной 10,5 метра и обновить автобусы существующих маршрутов с большим пассажиропотоком, – отметил спикер.
Как известно из Сети и по личному опыту, автобусы в 90 процентах случаев переполнены. Данная картина наблюдается с утра, в обед и вечером. Несмотря на нынешнюю эпидемиологическую ситуацию, многие ездят без масок, не соблюдают социальную дистанцию (хотя как ее соблюдать, если автобус битком набит). Узнаем, с чем это связано и какие меры принимаются?
– Обычно автобусы переполнены пассажирами только в часы пик. А в остальное время наполнения автобусов не наблюдается. В связи с этим в часы пик сокращаются интервалы движения маршрутов путем добавления дополнительных автобусов. Проводятся профилактические работы с населением о соблюдении санитарных норм и ношении средств индивидуальной защиты, но все равно горожане не прислушиваются и подвергают опасности не только окружающих, но и сами себя, – пояснил Зият Турсынулы.
– Немаловажным вопросом является и график у автобусов (очередность автобусов, время стоянки на остановке). Почему большинство водителей не придерживается данного графика?
– В соответствии с расстоянием маршрута, количеством работающих автобусов и другими особенностями каждый маршрут имеет утвержденный индивидуальный график движения. На сегодняшний день все автобусы оснащены GPS-устройствами. Работу маршрутов можно отслеживать в режиме онлайн через сайт «taraz-bus.kz» и мобильное приложение «tulparcard». Также ведется ежедневная контрольная работа по данным системам.
Стоит также отметить, что порой автобусы могут находиться на стоянке от пяти минут и более. Мы узнали, что данное время должно составлять не более двух-трех минут: за это время пассажиры могут как выйти из автобуса, так и подняться в него. К слову, пассажиры имеют полное право попросить водителя не стоять очень долго на остановке, в случае его непослушания – зафиксировать это и с ним будет проведена профилактическая беседа.
Дионисий ПЛЯШЕШНИК