Студенты-практиканты факультета «Филология и гуманитарные науки» Аханова Мадина, Кошманбетова Элмира, Қалмаш Анель, Ордабек Нурдаулет, проходящие производственную практику в средней школе №44 им. Ш.Смаханулы под руководством доцента кафедры «Русский язык и литература» к.ф.н. Аладьиной А.А., старшего преподавателя кафедры «Русский язык и литература» Жумагалиевой Р.А. провели яркое, зрелищное внеклассное мероприятие – интеллектуальную игру «Битва Умов» по русскому языку и литературе среди учеников 8-х классов.
Целями данного мероприятия являются: формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка и литературы; развитие коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения; воспитание интереса к истории и культуре русского народа. Ученики проявили большую заинтересованность к объявленному заранее мероприятию. Были созданы команды от каждого класса, которые должны были придумать эмблему и девиз. Уже вокруг этого задания было много споров, волнений, порой даже обид. Студенты очень тщательно продумывали вопросы и задания к интеллектуальной игре. В результате задания получились увлекательными, профессиональными, требующими логического осмысления, они дали возможность каждому участнику проявить себя. Конкурс состоял из 5 заданий: 1.задание (по фонетике) «Найди слово», суть этого задания заключалась в поиске слов, которые относятся к заявленной теме; 2.задание (по морфологии) заключалось в проверке умения сортировать слова по частям речи; 3.задание было связано с работой над текстом: определение стиля и типа речи; 4.задание – познавательного характера, базирующееся на проверке изученных тем по русскому языку и литературе, — прошло в виде игры «Переворачивать плитки». В каждой плитке спрятан вопрос, ответив на эти вопросы, команды зарабатывали баллы; 5.задание прошло в виде игры «Колесо фортуны». Выполнение этого задания вызвало самую яркую реакцию команд, потому что учитывались время ответа, правильность ответа, полнота, аргументированность. В конце интеллектуальной игры жюри подвело итоги и наградили победителей.
Как и в каждой игре, здесь были победители и проигравшие. Однако сами игры дают участникам возможность развить такие важные качества, как внимание, усидчивость, память и упорство в достижении целей. Кроме того, подобные интеллектуальные игры развивают коммуникативные навыки, учат логически мыслить и предвидеть последствия своих действий. Успех в интеллектуальных играх достигается, прежде всего, способностью человека мыслить и его умом. В ходе проведения мероприятия созданы все условия для того, чтобы участники развивали способность самостоятельно и творчески мыслить, расширяли и систематизировали свои знания, развивали интуицию, эрудицию и коммуникативные навыки. Студенты были свидетелями азартной битвы, сплоченности команды, одни из которых почувствовали сладость победы, а другие горечь поражения. Приятно было наблюдать за эмоциями учеников, они показали себя с лучшей стороны: где-то они расслабились, а где-то были напряженными.
Не все, что необходимо для практического овладения русским языком и знаниями по литературе, может быть рассмотрено на уроке. Благоприятные условия для удовлетворения личных интересов учащихся, привития речевых навыков и умений, развития творческих способностей создает именно многогранная внеклассная работа. На внеклассных занятиях ученики выходят за рамки учебника и развивают многие важные навыки — учатся самостоятельно отбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и источниками.
Важно, что школьники долго не хотели расходиться после этого мероприятия: они обсуждали ответы своей команды, команды противников, горячо спорили о промежуточных решениях жюри. Многие из них выразили просьбу: провести еще несколько подобных мероприятий, о которых они долго бы помнили и спорили.
А.Аладьина,
доцент кафедры «Русский язык и литература» ТарРУ им. М.Х.Дулати,
Р. Жумагалиев,
старший преподаватель кафедры «Русский язык и литература» ТарРУ им. М.Х.Дулати,
М.Аханова,
студентка выпускного курса ОП 6В01706