ХХІ век – век информации, поэтому воспитание культуры поведения и информационной безопасности детей в сети Интернет должно стать приоритетным вопросом воспитания и в школе, и в семье.
Часто купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с плохими ребятами не дружит, всегда под присмотром.
Однако мы не должны забывать, помимо того, что Интернет – это полезный источник информации и общения, он одновременно является и источником угрозы безопасности детей. Существуют различные организации, которые занимаются проблемами детской безопасности в Интернете, но ближе всего к детям находитесь вы, их родители. Именно поэтому в первую очередь, дорогие родители, вы должны знать, какие существуют риски и как с ними бороться. Наш разговор сегодня о том, как помочь детям оставаться в безопасности в Интернете и избежать существующих рисков.
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и дети – одни из самых активных пользователей Сети. Для них она бесценный источник полезной информации и новых друзей. Но в Интернете, как и в реальной жизни, есть и потенциальные угрозы, от которых детей нужно оберегать!
Это – компьютерная зависимость, потеря зрения и т.д. Парадоксально то, что Интернет соединяет людей, находящихся далеко, но разъединяет с теми, кто находится рядом. Не мы владеем Интернетом, всецело он владеет нами. Но все чаще наши дети сталкиваются с гораздо более страшной проблемой. Они подвергаются кибербуллингу. Что это такое? Как обезопасить самое дорогое в нашей жизни – наших детей?
Проблема распространения кибербуллинга в условиях глобальной информатизации общества с каждым днем приобретает новые масштабы. Кибербуллинг – новое явление, которое захватило интернет-пространство. Буллинг – иностранное слово, переводимое у нас как травля. Травля – девиантный феномен, который сейчас стал очень распространенным и активно изучается. Суть этого феномена – поиск любого человека в группе, сообществе, которого затем коллективно подвергают преследованиям, издевательствам, пугают, притесняют. Особую опасность данное явление несет в отношении наименее защищенного сегмента пользователей – детей и подростков. Проблемы, которые ранее были характерны для социальной среды, перешли в виртуальную. Агрессия и хулиганство стали частью виртуального мира. Многие подростки и молодежь ежедневно проводят большое количество времени в социальных сетях, тем самым подвергая себя опасности кибербуллинга и флейминга. Поэтому на сегодняшний день актуальным является воспитание культуры молодежи в интернет-пространстве. Кибербуллинг можно определить как преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Кибербуллинг – это использование технологий с намерением ранить, расстроить или унизить кого-либо. Кибербуллинг может принять любую форму – от неприятных текстовых и MMS-сообщений до грубых записей в блоге или социальных сетях, а также электронных сообщений и злобных сайтов, созданных с целью унижения человека. Скорость распространения неприятных сообщений или изображения на порядок выше. Анонимность кибербуллинга и безликая природа Интернета может вовлечь молодого человека в деятельность, о которой он не может подумать в реальной жизни, то есть стать нарушителем или наблюдателем. Разновидностью кибербуллинга является флейминг, т.е. перепалки в виде обмена злыми, жестокими и грубыми сообщениями между двумя и более пользователями в публичных и приватных местах общения в сети Интернет.
Интернет – особая среда со своими правилами. Это как параллельная реальность, где мы –не совсем мы, где нет ясных моральных правил, где взрослые часто сами пишут комментарии, которые полны ненависти. Все эти факторы делают кибербуллинг естественной составляющей интернет-процессов.
Чаще приоритетной причиной вступления молодежи в подобный спор становится «отстаивание верной точки зрения». Пользователи Интернета чувствуют себя защищенными анонимностью, что приводит к вседозволенности в Сети. Формирование нормативности и культуры поведения молодежи, в том числе и в виртуальной реальности, помогут в решении проблемы кибербуллинга. Поэтому проблема формирования культуры онлайн-общения становится важной педагогической задачей.
Как противостоять кибербуллингу? Дети в настоящее время рано начинают активно осваивать Интернет. Есть определенные правила безопасности, которые дети понимают сами или через печальный опыт. Как можно помочь ребенку подготовиться к рискам, которые есть в интернет-среде? Рассказывать о правилах поведения в Интернете, о технике безопасности.
Первое — необходимо аккуратно размещать свои фотографии, личную информацию. Личное в Интернете максимально легко становится общественным: каждый, кто видит фотографию, может сохранить себе ее на компьютер. В настройках конфиденциальности в социальных сетях все это есть: пользователь может выбирать, что и кому он готов показать или рассказать. Техника безопасности в данном пункте включает в себя два навыка: умение разбираться в настройках приватности и вдумчиво обращаться с личной информацией.
Второе — нейтральность. А что делать, если кто-то в Сети уже задирает ребенка? Как реагировать на издевательства, едкие комментарии или даже угрозы? Следует соблюдать нейтральность в общении с задирами, быть эмоционально отстраненными в диалоге, не выдавать силы своей реакции. Это обеспечит безопасность: если будет разбирательство, кто организовал травлю, то при прочтении переписки будет легко понять – если ваш ребенок отвечал нейтрально, не агрессивно, – что он невинен.
Третье — просить помощи. Подростки не всегда хотят сразу обо всем рассказывать родителям. Из-за этого дети терпят травлю в Интернете, и никто из близких не догадывается об этом. Травля в школе заметна. И она заканчивается тогда, когда подросток уходит с территории школы. Кибербуллинг вездесущ: где бы ни находился человек, травля в Сети может достать его, стоит ему выйти в онлайн-режим. От издевательств в Сети трудно скрыться, в травлю по Интернету вовлекается много людей, это может вызвать сильнейшее чувство стыда у ребенка. Подросткам необходимо рассказать, что травля в Интернете –запретный и негативный прием, и нет необходимости терпеть это. Необходимо напоминать детям, что в ряде случаев важно обратиться за помощью к взрослым.
Четвертое — общение с администраторами социальных сетей, обращение за помощью в техническую поддержку сайтов. В социальных сетях сейчас активно разрабатывается программа противостояния издевательствам в Интернете, есть различные способы. Всегда можно написать администраторам форумов или социальных сетей о том, что происходит травля. Напротив записи в сети есть кнопка «пожаловаться», пользователей, которые учиняют травлю, легко можно заблокировать, и они не смогут больше ничего написать вам. Подростку стоит рассказать о конкретных способах обращения за технической поддержкой. В случае, если травля случилась, показать, какие нажимать кнопки, как писать сообщения модераторам, рассказать, что такая возможность всегда есть.
Пятое — френд-зона. Френд-зона — это сообщество различных людей, которых мы добавляем к себе в друзья в интернете. Часто это совсем незнакомые нам люди. Если у ребенка есть коммерческий аккаунт в инстаграмме, ну, например, продает он открытки, которые сам нарисовал, то разумно рекламировать свою страницу и добавлять как можно больше подписчиков. Если же у ребенка личная страница в социальных сетях, где он пишет свои размышления о жизни, рассказывает о местах, где он бывал — то нет необходимости рассказывать эту информацию незнакомым людям. В ряде случаев необходимо добавлять в друзья только тех людей, в которых уверен.
Шестое — техническая безопасность. Аккаунты часто взламывают. Это делается и с коммерческими целями: мошенники могут начать просить перевести им деньги, будут писать сообщения всем вашим друзьям. Либо с целями хулиганства — просто, чтобы позлить и обидеть подростка. Поэтому необходимо регулярно менять свои пароли в аккаунтах.
Седьмое — реакции на провокации и издевательства над другими. Подростки очень эмоциональны, и иногда вовлекаются в истории, о которых потом жалеют. Ребенка несложно задеть за живое, спровоцировать. Важно научить детей быть внимательными к своей безопасности в Интернете, обучить их критически относиться к действиям друзей, не вовлекаться в издевательства над кем бы то ни было. Иногда, кажется, что издеваться над плохим человеком можно, и он сам это заслужил. В таких случаях праведный гнев и жажда справедливости могут сделать так, что подросток окажется виноват в буллинге. Важно донести до ребенка, что издеваться нельзя над кем бы то ни было, даже если человек тебе не нравится или неприятен – это не повод начинать травлю.
Подростковый возраст – важный этап становления личности, поэтому издевательства в это время могут нанести серьезный урон психическому благополучию ребенка. Последствия буллинга: депрессии, недоверие, тревожность, низкая самооценка, аффекты, нарушение пищевого поведения, зависимости, импульсивность, потеря веры в себя и чувство бессилия.
Поэтому еще раз хочется подчеркнуть важность объяснения подросткам, что кибербуллинг — опасная вещь, людей обманывают, делают жертвами мошенничества, а иногда и склоняют к преступлениям и правонарушениям.
Также необходимо поддерживать тесное сотрудничество между учителем и родителем. Только при слаженной работе всех ее участников можно добиться положительного решения какой-либо проблемы. В школе должны проводиться профилактические беседы с ребятами и родителями. До их сведения должны быть доведены возможные риски в интернет-пространстве и меры их профилактики. Возможно и привлечение узких специалистов для проведения родительских собраний и лекториев, бесед с ребятами, например, психологов. Важно помнить, что доверие между родителем и ребенком бесценно, а его отсутствие часто приводит к печальным последствиям. Именно доверие в отношениях может помочь в решении многих вопросов, даже в случаях, когда ребенок начинает играть в «опасные игры». Ведь, доверяя взрослому, он рассказывает ему самое ценное – свои переживания и опасения, все то, что ему интересно или тревожит его, задает вопросы о том, что ему непонятно. А если доверия нет, то и совета ребенку спросить не у кого. В поисках ответа на вопросы остаются друзья, которые тоже могут не доверять родителям, и обширная Сеть Интернет с виртуальными друзьями и виртуальной реальностью.
Гульшат ОНЛАНБЕККЫЗЫ,
депутат Таразского городского маслихата