Бьет – значит любит?

К сожалению, мы привыкли к тому, что домашнее насилие в семье – это нормально. Однако с появлением социальных сетей и общественных организаций скрывать факты побоев, а также закрытие дел, к счастью, стало практически невозможным. Как защититься от бытового насилия и что делать, если дело вдруг «закрылось»?

Стоит начать с того, что сотрудниками департамента полиции Жамбылской области проводится ежедневная работа по профилактике семейно-бытового насилия.
По итогам 9 месяцев 2022 года на территории региона отмечается снижение уголовных правонарушений в отношении женщин на 7,4%. Из общего числа преступлений зарегистрирован 31 факт бытового насилия, из которых 10 совершены в 2021 году и окончены производством в текущем году. Всего в отношении женщин зарегистрировано 18 преступлений (3 из них с летальным исходом).
К примеру, 31 октября 2021 года примерно в 22:30 часов 30-летний мужчина во время семейной ссоры избил свою 24-летнюю жену, причинив ей телесные повреждения, в результате которых женщина была доставлена в районную больницу и госпитализирована в реанимационное отделение, где позже скончалась.
– По данному факту начато досудебное расследование по статье 106 части 3 УК РК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Приговором районного суда обвиняемому назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет, – рассказал начальник УМПС ДП Жамбылской области, полковник полиции Серик Алдибеков.
Основными факторами, способствующими совершению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, являются неблагоприятные социально- экономические условия, социально-бытовая нестабильность, безработица, общая психологическая нестабильность, низкий уровень доходов, алкоголизм, человеческий фактор.
Лицо, которое часто совершает правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений — это мужчина в возрасте от 17 до 60 лет, склонный к злоупотреблению спиртных напитков и не имеющий стабильной работы.
Так, 30 преступлений совершены лицами, которые не имеют постоянной работы и один факт лицом, страдающим психическими расстройствами. Вместе с тем 96,8 процента или 30 фактов были совершены по мотиву ревности, в состоянии алкогольного опьянения или во время внезапных конфликтов.
Анализ и обобщение статистических данных по административным правонарушениям, совершенным в сфере семейно-бытовых отношений, и принимаемым профилактическим мерам в отношении лиц, посягающих на права, интересы и свободы женщин за 9 месяцев текущего года показал, что на территории области зарегистрировано снижение поступающих обращений и заявлений на 6,4%.
Из общего количества зарегистрированных обращений к административной ответственности привлечено 1099 правонарушителей, вынесено 2658 защитных предписаний, 739 заявителей от жалоб и заявлений отказались, по 308 фактам установлено особое требование к поведению правонарушителя, в отношении 62 правонарушителей приняты меры по помещению в учреждения здравоохранения ввиду психического отклонения.
– В настоящее время вопрос профилактики бытового насилия находится на особом контроле у руководства ДП Жамбылской области. Сотрудниками полиции на регулярной основе проводится комплекс превентивных мероприятий, направленный на повышение правовой грамотности населения и искоренение насилия в обществе, – подытожил начальник УМПС ДП Жамбылской области, полковник полиции Серик Алдибеков.

Насколько все плохо?

Если брать общую статистику по стране, то более половины из 100 тысяч сообщений о домашнем насилии, поступивших в полицию с начала года, не были расследованы. Пострадавшие отказались писать заявления, а агрессоры ушли от ответственности. У женщин, в чьих семьях совершается бытовое насилие, все еще практически нет возможности себя защитить, несмотря на частые попытки ужесточить наказание для агрессоров.
Первого сентября, во время своего Послания народу Казахстана, Президент Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости криминализации бытового насилия. Оно было декриминализировано в 2017 году, когда статьи «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Побои» перевели из Уголовного кодекса в Административный. Именно эти нормы чаще всего использовались для расследования фактов домашнего насилия.
После заявлений Токаева с конкретикой выступило МВД: оно предложило увеличить срок административного ареста для обвиняемых в домашнем насилии с 5 до 25 суток, заменить наказание в виде «предупреждения» на общественные работы и ужесточить требования к примирению сторон в суде. «Ужесточение» наказания, таким образом, оказалось значительно мягче, чем могло быть и продолжило логику «мягкой борьбы» с домашним насилием, которая применяется в Казахстане уже много лет.
В 2020 году группа активистов – антиваксеров и сторонников консервативных взглядов – добилась приостановки работы над законопроектом «О противодействии семейно-бытовому насилию». Они посчитали, что возможность защитить женщин и детей от агрессоров – это разрушение семейных ценностей. А государство под давлением с этим согласилось.
Женщина, которая подвергается домашнему насилию, живет в постоянном стрессе. К тому же часто пострадавшие находятся в финансовой зависимости от своего партнера, воспитывают одного или нескольких детей, стыдятся уйти из дома, потому что не могут обратиться за помощью к друзьям и родственникам. Пойдет ли человек, находящийся в подобных условиях, в полицию, зная, что обидчик все равно вернется в дом спустя время? А вернется он с еще большей злостью, потому что проведет как минимум 5 суток в СИЗО, либо будет убирать улицы. Ведь избивать свою партнерку и детей не так стыдно, как нести за это наказание. И это мировоззрение не изменится, потому что никакой работы с ним не проводилось.
В реальности большинство женщин никогда не напишут заявление на своего партнера, а та малая часть обратившихся в полицию женщин с большей вероятностью либо заберет заявление спустя несколько дней, либо примирится в суде. И снова вернется в дом, где ее будут медленно уничтожать как физически, так и психологически.
Пойти пострадавшим некуда – в Казахстане функционируют только 57 кризисных центров, а в некоторых областях таких приютов нет вообще. А общество в случившемся, скорее всего, обвинит женщину, потому что она сама спровоцировала – плохо воспитала ребенка, плохо помыла полы или плохо убралась.
Поэтому женщина и ее дети вынуждены терпеть. И ждать, когда власти страны действительно ужесточат наказание за домашнее насилие, а не в очередной раз сделают вид, что ужесточают наказание.

Неочевидные виды насилия

Насилие – это не только побои. Есть много других аспектов, которые часто остаются незамеченными.
В частности, психологическое насилие считается одним из наиболее распространенных и опасных проявлений. Партнер стирает твои границы, уничтожает самооценку и ломает. Есть еще сексуальное и экономическое насилие.
Последнее является одной из главных причин умалчивания и принятия физического насилия. А начинается все под эгидой заботы: партнер настаивает, что потребности работать или учиться нет.
Но как только установлено финансовое преимущество и согласована роль кормильца, появляется тотальный контроль, требования отчитываться о всех использованных средствах и прочие унижения.
Физическое насилие – одно из самых очевидных проявлений того, что это не- здоровые отношения, от которых нужно бежать. Но многие живут с иллюзиями, что это своеобразное проявление любви или же так живут все.
Насилие одного человека по отношению к другому – это не норма, а противоправные действия, которым нет оправдания.
В поисках объяснения насилию многие жертвы годами не обращаются за помощью, что усугубляет ситуацию и может иметь тяжелые психологические последствия.
Жизнь в постоянном страхе и стрессе приводит к следующим последствиям:
потеря уверенности;
формирование низкой самооценки;
физические и психологические заболевания.

В браке не бывает сексуального насилия

Еще как бывает! Многие люди, страдающие от сексуального насилия дома, могут даже не осознавать, что они являются жертвами ситуации.
Ведь тиран может использовать такие психологические трюки, как чувство вины, манипулирование чувством долга и обязанности, давление на жалость, угрозы уйти или совершить измену.
Поэтому между супругами или парой скрытые формы сексуального насилия встречаются чаще, чем это можно представить.
Сексуальное насилие – это преступление, которому нет места в отношениях между людьми, и не важно, женаты они или нет.

Чтобы этого избежать, надо всегда помнить, что:

половые контакты должны происходить с согласия обоих партнеров, быть приемлемыми и желанными для обоих;
если половой контакт происходит по принуждению, в нежелательной форме, партнер запугивает, унижает или оскорбляет – это насилие и нужно защищать свои права и границы.

Домашнее насилие существует только в неблагополучных семьях

Данное утверждение является довольно популярным мнением, которым жертвы оправдывают своих тиранов.
На самом же деле домашнее насилие не имеет социальных границ. Его можно встретить в отношениях всех социальных слоев, независимо от уровня образования, доходов, религиозных воззрений и воспитания.
Если твой партнер презирает тебя, манипулирует, унижает, заставляет делать то, чего ты не хочешь, бьет и ругает – это очевидное проявление нездоровых тиранических отношений, и здесь не важно, какой у него статус и доход.

А как же дети? Надо терпеть ради них

Многие жертвы тиранических отношений продолжают терпеть домашнее насилие только потому, что хотят полной семьи для своих детей, боятся навредить им разводом и т. п.
Однако дети, которые растут в полной семье и видят домашнее насилие, страдают гораздо больше, чем растущие с одним из любящих родителей в гармоничных отношениях и покое.
Дети, ставшие свидетелями насилия между родителями или близкими родственниками, даже если физически избегают его, страдают душевно. Это негативно влияет на их эмоциональное состояние, взаимоотношения со сверстниками, учебу.
Поэтому развод с тираном – это не только способ отстоять себя, свои границы. Это возможность дать ребенку безопасную среду и показать ему, что такие отношения ненормальные и не стоит бояться их прекращать.

Кто и как защищает жертв домашнего насилия в Казахстане?

№1 Вызвать полицию через 102

Прибывший участковый полицейский может принять меры экстренного реагирования и по заявлению женщины выписать защитное предписание. Агрессору выносят ограничения: например, не подходить к супруге и детям. Срок защитного предписания – 30 дней. Все это время он находится на профилактическом учете и должен не менее одного раза в неделю отмечаться у участкового инспектора полиции по месту жительства. За нарушение условий защитного предписания и совершение повторного бытового насилия агрессор привлекается к административной ответственности по статье 461 Кодекса об административных правонарушениях (предупреждение или арест до 5 суток).
Сотрудник полиции не имеет права отказать в принятии заявления.
Женщина по направлению сотрудника полиции может пройти судебно-медицинскую экспертизу в случае побоев. Это бесплатно.

№ 2 Обратиться в скорую помощь через 103

При обращении за медицинской помощью в случае избиения бригада «скорой» также вызывает полицию. Жертва семейно-бытового насилия пишет заявление в отношении агрессора, и далее процедура такая же, как описано выше.

№ 3 Обратиться в кризисный центр или приют

Женщина может напрямую обратиться в кризисный центр или приют, специализирующиеся на защите жертв бытового насилия. Контакты можно найти в поисковике по ключевым словам с указанием города. Например, «кризисный центр», «бытовое насилие», «Тараз».
В кризисных центрах и приютах женщинам оказывают юридическую, психологическую и другую помощь соответственно стандарту оказания специальных социальных услуг.
К сожалению, нет единой онлайн-платформы с адресами и контактами всех кризисных центров и приютов по Казахстану. Надо искать самим. Но есть следующая проблема. Например, государственные учреждения работают только в будни в определенные часы с соблюдением норм Трудового кодекса.
В Казахстане также работает круглосуточная национальная телефонная линия доверия 150 для детей, молодежи и людей, подвергшихся насилию.

Как решается проблема домашнего насилия?

Касым-Жомарт Токаев регулярно призывает к ужесточению наказаний за домашнее насилие – например, совсем недавно, в сентябре, в своем Обращении к народу, или в аналогичном Обращении, сделанном в 2019 году, когда наряду с признанием проблемы, президент поручил правительству принять меры. С тех пор случаи домашнего насилия только участились.
Если в 2018 году в Казахстане было зарегистрировано 24,8 тысячи случаев домашнего насилия, то к концу 2021-го их количество увеличилось на 16,9%, составив 29 тысяч случаев. Сколько трагедий на самом деле происходит за закрытыми дверями в домах по всему Казахстану – трудно сказать. Это латентная проблема, и многие жертвы попросту не обращаются в полицию.
Власти Казахстана испробовали множество способов борьбы с домашним насилием. Эти попытки включали в себя, в числе прочего, декриминализацию преступлений и выписывание виновникам предупреждений, что получило репутацию «неадекватных санкций».
В марте правозащитная организация Human Rights Watch вновь призвала Казахстан криминализировать домашнее насилие, заодно напомнив, что делает это не в первый раз. И, вероятно, не в последний: в своем сентябрьском Обращении Токаев заявил, что правоохранительные органы сомневаются в необходимости криминализации домашнего насилия, поскольку это приведет к снижению раскрываемости подобных правонарушений.
Через два дня после Послания Президента МВД предложило новые поправки. На этот раз предлагается увеличить срок административного ареста, убрать возможность примирения сторон в случае повторного нарушения, а также отправлять семейных дебоширов на уборку улиц. Глава правозащитного фонда #НеМолчиKZ Дина Тансари раскритиковала предложения, назвав их «косметическими».
Казахстан выстраивает свою стратегию борьбы с домашним насилием методом проб и ошибок, поэтому уровень насилия остается высоким.
Подавляющее большинство агрессоров – из тех, чьи дела вообще были зарегистрированы – отделываются административным наказанием. В период с 2015-го по 2021 год 97,3% всех правонарушений, связанных с домашним насилием, подпадали под административную ответственность, предусматривающую гораздо более мягкие наказания, и только 2,7% правонарушений – под уголовную.
В период с 2015-го по июнь 2022 года в Казахстане ежегодно регистрировалось около 29,3 тысячи правонарушений, связанных с домашним насилием. За этот же период к административной ответственности за насилие в семье привлекалось около 23,6 тысячи человек в год (80,4%*). При этом в 2021 году, по сообщению zakon.kz, на тот момент заместитель председателя комитета административной полиции МВД Алексей Милюк заявил, что 60% всех возбужденных административных производств было прекращено в связи с примирением сторон, что никак не может считаться позитивным показателем.
Уголовных правонарушений, в свою очередь, в Казахстане регистрируется гораздо меньше. По данным комитета по правовой статистике Генеральной прокуратуры, в среднем с 2015-го по сентябрь 2022 года в сфере семейно-бытовых отношений заводилось около 752 уголовных дел в год. 84,7% дел было квалифицировано по статьям «Убийство», «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» и «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью».
Согласно УК РК, чтобы насилие над человеком считалось уголовным преступлением, вред, нанесенный его здоровью, должен быть как минимум средней тяжести. Это определяется длительностью расстройства самочувствия, которое должно превышать три недели. В результате домашний насильник может сломать члену семьи конечности, челюсть или нанести травму головы с сотрясением мозга, но если пострадавший находится в больнице менее 21 дня (частая ситуация – например, избитой жене не с кем оставить детей), то эти повреждения считаются легкими, и виновник получает только предупреждение. Сложно сказать, как подобная «раскрываемость» помогает жертвам насилия, учитывая то, что зачастую даже очень серьезные случаи насилия в РК в итоге подгоняются под «административку».

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Comments (0)
Add Comment