2019 год еще не успев закончиться, протянулся красной нитью с беспрерывной надписью «Внимание!». Ставя акценты на экономике, развитии и лучшем будущем, мы в какой-то момент совсем забыли о самом главном. О тех, кому придется жить в этом будущем.
Ани БАЙМУХАНБЕТ
Согласно статистике, за 6 месяцев текущего года в Таразе выявлено и поставлено на учет за совершение правонарушений и преступлений 303 ребенка. За все 12 месяцев прошлого года количество нарушителей было меньше – 279. Но самое страшное здесь не то, что цифра за полгода уже обогнала предыдущие показатели, а то, что она неуклонно растет. Получается, что за полтора года в городской список учета в общем добавилось 582 ребенка.
Также к прошлогоднему 31 лишенному прав родителю сейчас добавилось еще 36. Дети же в итоге оказываются либо в детском доме, либо в центрах адаптации (при ограничении родительских прав). А глядя правде в глаза, можно сразу сделать вывод, что 80 процентов выпускников детдомов ввиду понятных причин идут по проторенной дорожке, повторяя участь родителей и пополняя ряды уже совершеннолетних преступников.
Ребенок, попадая в социум, в идеале получает воспитание сразу с двух основных сторон жизни: семьи и школы. И если родители не справляются, то учитель, будучи наставником и примером для подражания (особенно в возрасте до 13-14 лет), играет большую роль в становлении личности подопечного. Сейчас же, ввиду больших объемов работы, бумажной волокиты и прочих факторов ученик становится для учителя, так сказать, пустой коробкой, в которую по-быстрому, наспех забрасывают отрывки информации. Винить педагогов в сложившейся ситуации нельзя: статус учителя в современном мире теряет свой авторитет совсем не из-за этого.
Для того чтобы напомнить педагогам Тараза о том, каково истинное предназначение их профессии и подсказать возможные пути решения, президент областного общественного фонда «Освобождение-Юг» Даурен Багжанов по социальному заказу областного управления образования организовал семинар для школ города. Спикером мероприятия стала кандидат психологических наук, руководитель отдела научного менеджмента и образования филиала Республиканского научно-практического центра психического здоровья города Павлодара Леся Бикетова.
Так, на территории школы-гимназии № 12 имени Керимбая в течение нескольких дней представители из каждой средней школы прошли трехдневный семинар по «Профилактике правонарушений среди подростков».
Пока правоохранительные и прочие компетентные органы справляются с последствиями девиантного поведения подростков, учителя должны сделать упор именно на определение первоначальных причин, сподвигших ребенка на правонарушения.
В первопричинах девиантного поведения ребенка выделяется два фактора: фактор риска и фактор защиты. К риску относятся биологические, психологические, социальные и средовые теории. То есть, в подростковом возрасте (а именно в этот период и появляется склонность к совершению правонарушений) у ребенка появляется повышенное стремление к независимости, высокая приоритетность связей со сверстниками, «непосредственные» гормональные влияния, влияние асинхронного пубертатного развития (которое ускоряется или запаздывает по сравнению со сверстниками). Кроме того, самооценка, роли личности, семьи и общества – все это влияет на поведение подростка, – отметила Леся Бикетова.
Чтобы разобраться в развитии у ребенка девиантного поведения, важно знать о разграничениях между предрасполагающими и провоцирующими процессами. К предрасполагающим относятся эндогенные – внутренние (депрессия, низкая самооценка, генетическая предрасположенность, акцент на независимости) и экзогенные – внешние (одобрение поведения риска сверстниками, недостаток родительского контроля, строгое воспитание в семье). К провоцирующим можно отнести социальное давление, смену школы, начало половой жизни или наркопотребления, распад семьи.
Простыми словами, в той семье, где придерживаются здоровых взаимоотношений, ребенок не будет подвержен отрицательному влиянию со стороны сверстников. Обратно эта схема, к сожалению, не срабатывает: если семья плохая, то ребенок априори не сможет попасть в здоровую среду вне стен дома. Для него выстроившееся положение дел в доме становится нормой. Эту же норму он ищет и в остальных сферах жизни.
К шести годам основное влияние на формирование ребенка оказывает не социум (детский сад, двор), а родители. Поэтому очень важно родителям владеть своими родительскими навыками: первым и основным является предоставление ребенку стабильного существования в мире, где ему все знакомо. Именно стабильность в этом возрасте является главным гарантом здоровой нервной системы.
Маме и папе необходимо установить четкое время бодрствования, сна, приема еды, прогулок и в целом режима (естественно, режим должен выстраиваться не в ущерб ребенку, а исключительно для него). Когда ребенок ежедневно живет по одному стабильному режиму, а родители независимо от собственных переживаний и эмоций одинаково реагируют на поведение ребенка, то его эмоциональный фон тоже будет здоровым. Физическое развитие малыша также относится к родительскому навыку, поговорка «в здоровом теле – здоровый дух» здесь актуальна как никогда. Если ребенок растет в среде, где он может применять свою активность, изучать на ощупь все вокруг, это благоприятно влияет на него.
На всех этапах процесса важно адекватно воспринимать действия ребенка: если малыш сделал что-то из ряда вон выходящее (разбил тарелку, разрисовал стены) – это не побуждается исключительной вредностью или желанием доставить неприятности. Ребенок всего лишь проверяет границы, изучает, как устроен мир вокруг него.
Чаще всего в такой ситуации усталый родитель, замученный финансовыми и бытовыми проблемами, срывается на маленьком человеке, напрочь забывая о том, что перед ним стоит личность, и что эта личность ничего ответить не сможет. В ребенке быстро закладывается агрессия. Ошибочно, однако, полагать, что все безрезультатно, смысла воспитывать без криков нет.
Просто нужно понять, что если бы перед нами стоял взрослый человек, то, остыв, мы бы первым делом извинились за свое поведение, и что крики были, в общем-то, адресованы не ему: все как-то накопилось, сорвался, мол, извини. Но перед ребенком извиняться мы почему-то не спешим. Многие оправдывают это отговоркой «если извиняться – он сядет на голову и не вынесет урок, что разбивать тарелку нельзя». Но это всего лишь отговорка. Если уделить своему дитя пять минут внимания, объяснить, почему разбитая тарелка не приносит радости, научить его концентрации и аккуратности (ведь тарелка разбита случайно), то в следующий раз он перенесет это понимание не только на бережное обращение с вашим хрустальным сервизом, но и на многие другие аспекты жизни.
Если родительские навыки не были задействованы в полной мере, то в первый класс ребенок приходит с уже довольно-таки расшатанной психикой. Ему сложно соблюдать школьный режим, он не ориентируется на стабильность: его попросту этому не научили. По цепной реакции ребенок уже в таком неосознанном возрасте начинает искать себе сверстников по духу. Первые признаки агрессии и насилия проявляются уже здесь: безобидные толчки одноклассников, занятие доминирующей позиции. Школа может и должна проявить здесь свою роль.
Атмосфера в классе, вовлечение учителем ребенка в учебный процесс, мягкое, но бдительное оказание внимания ребенку – и постепенно он может приучиться к этой стабильности. Его самооценка начнет подниматься: похвала за выполненный рисунок, хорошая оценка побуждают детей такого возраста к стремлению быть лучше.
Не поздно закладывать личностные качества и в ребенка 11-14 лет. Ранний подростковый период все еще не сильно подвержен влиянию компаний, родители и учитель все еще являются авторитетом. В этом возрасте способности и наклонности ученика проявляются в осознанной форме: если вовремя заметить, что мальчику нравится футбол, а девочке, к примеру, рисование, то нужно вложить все ресурсы в это.
Найти подходящего тренера или преподавателя-художника, посмотреть с ребенком матч или посетить выставку картин знаменитого мариниста – это именно то, что в этом возрасте входит в родительские навыки. Пусть даже ребенок пинает мяч совсем не в ту сторону, где находятся ворота, ему важно не занятие спортом, а заинтересованность в нем и его достижениях.
Если не закладывать здоровый фундамент в ребенка, то в 15-18 лет авторитет родителей и учителей в глазах подростка теряется. Неопределенное понимание мира, отсутствие стабильности и интереса со стороны взрослых в отношении ребенка приводит лишь к одному – подросток начинает искать поддержку в лице своих сверстников или ребят постарше. В особо тяжелых случаях он и сам может стать инициатором создания такой компании. Границы для него не обозначены, нормы тоже. Сам того не осознавая, он сначала совершает правонарушения, а затем и преступления.
Глупо просто твердить ребенку «нельзя воровать», «нельзя драться». Нам ведь тоже говорят «нельзя курить, это вредно». Однако большинство из нас игнорирует этот факт. Чего же мы в таком случае ждем от ребенка? Другое дело выслушать, почему ребенок счел это единственным вариантом для действий, что его побудило украсть или ударить кого-то. Объяснить, что это не является решением проблемы (которая, между прочим, чаще всего скрывается абсолютно в другом). Подросток может устроить драку не столько потому, что его обидел оппонент, сколько из-за своих личных переживаний. Драка ему нужна просто для того, чтобы отвлечься или наоборот привлечь к себе внимание, – подчеркнула психолог.
В ходе семинара учителя примеряли на себя роль родителей (многие в действительности ими являются). Вовлекаясь в процесс и параллельно получая объяснения и информацию от психолога, они находили ответы на многие вопросы. В конце мероприятия, во время подведения итогов один педагог даже отметил, что из-за повседневной суеты и большого объема работы учителя и вправду стали забывать о том, что перед ними сидят дети, готовые впитывать и проецировать в мир все, что им дают авторитетные для них взрослые.
А ведь именно эти дети – наше будущее, и создание здорового общества находится в первую очередь в наших руках.
В завершение хочется отметить, что многие родители и учителя в наше время хватаются за настольные «брошюрки» по психологии, которые сейчас можно найти практически в любом магазине.
Они буквально засовывают ребенка во всевозможные развивающие кружки, применяют на практике какие-то теоретические методы воспитания. За всей этой суматохой они забывают лишь одну простую истину: ребенок учится поведению в социуме не из книг, а из наглядного примера – взаимодействия мамы и папы, затем учителя и одноклассников. Поэтому если мы хотим, к примеру, уважения к себе со стороны ребенка, то мы в равной степени должны проявлять уважение к нему и всем вокруг.