Актуальный выпуск газеты: № 62 (1454) 1 августа 2018 года Архив номеров

рухани жангыру и пром революция рус

В производство или на полку?

 

 

изобретатель

Изобретения – тема сложная и многогранная. Во всем мире миллионы разного рода изобретателей и прожектеров предлагают способы улучшить существующую технику или создать новую. Соответственно, совершенно разными бывают и подходы к этим изобретениям, и многое из того, что могло бы улучшить жизнь человечества, с другой стороны, безвозвратно теряется. Одной из причин технологического отставания в некоторых отраслях Советского Союза было как раз таки неповоротливость государственной машины в деле реализации уже имеющихся изобретений.

 

В свое время не без изумления мы узнали, что система Интернет была придумана именно в Советском Союзе, как и такие ныне привычные вещи, как сотовый телефон и многие другие общеизвестные изобретения. Но вот реализованы были они в других странах, и пользу от них получили не наши изобретатели.

 

Мой сегодняшний собеседник – житель Тараза Марат Аюбаев. Он пенсионер, родился в Жуалах еще в 1946 году, окончил Джамбулский гидромелиоративно-строительный институт по специальности «строитель», работал много лет в коммунальных службах, в строительстве и накопил большой практический опыт.

 

Вот уже много лет он пропагандирует несколько своих идей, которые оформлены патентами и которые могут принести значительную пользу в различных отраслях экономики. Одно из направлений его работ – это противопожарные приспособления, в этой отрасли он имеет 10 патентов, а также 15 патентов в области теплоэнергетики, биоэнергетики и экологии.

 

Как рассказал нам Марат Аюбаев, в свое время причинами для занятий противопожарными технологическими приспособлениями стали происходящие катастрофы по всему миру. Например, недавно на Украине во время крупного пожара на нефтебазе под Киевом погибли 10 сотрудников противопожарной службы, а убытки превысили миллиард гривен, в Мексике произошел пожар на нефтебазе, который тушили неделю и который стоил жизни тоже 10 пожарным. На пожаре Меркенской нефтебазы, уже в нашей области, опять-таки трое погибших и огромные убытки. Как же избежать всего этого? Вот что рассказывает нам изобретатель.

 

– Я не пожарный, – сразу оговорился Марат Аюбаев. – Но судя по тому, что происходит сейчас в мире и то, что мы наблюдаем в новостях, думаю, мое изобретение поможет избежать и человеческих жертв, и больших убытков. В качестве реагента для тушения пожаров в настоящее время используются водоразбрасывательные механизмы и химическая пена, которая изолирует нефть или другую горящую жидкость от поступления кислорода. Кроме того, в настоящее время строительными нормами и правилами (СНиП), цистерны для хранения нефтепродуктов оснащены защитой от взрыва, то есть легко сбрасываемыми деталями крыши.

 

В этом случае при возгорании, происшедшем в замкнутой цистерне, крышу просто сбивает ударной волной, и энергия взрыва уходит вверх. Система, естественно, простая, но не без недостатков. Дело в том, что на больших цистернах крыша весит тонны и даже десятки тонн, она при сбросе вполне может убить людей, что, собственно, мы и наблюдаем постоянно. К тому же пенообразные и порошкообразные средства, которыми тушат горящую нефть, приводят к тому, что огромное количество нефтепродуктов и ГСМ выходят из строя и непригодны для дальнейшего использования.

 

Кроме того, их расщепление и утилизация требуют больших средств. В свою очередь, я предлагаю использовать для противопожарного оборудования на нефтебазах и в других местах хранения ГСМ инертные газы, например азот, который составляет 78 процентов земной атмосферы, углекислый газ, аргон и неон, это уже по выбору к конкретной данной системе и по себестоимости. Суть моего предложения очень проста. На нефтебазе создается цистерна или несколько цистерн для хранения инертного газа, которые будут напрямую связаны непосредственно с каждой емкостью для горючего.

 

Отвод от общей магистрали будет заканчиваться в крыше каждой цистерны и завершаться с помощью штуцера с легко плавящимся клапаном. Штуцер с одной стороны имеет небольшой диаметр, на оголовке диаметр меньше, выступ удерживает пробку из легко плавящегося материала. Это может быть канифоль, которая плавится уже при 45 градусах, или битум, температура его плавления 60 градусов. Обычно, чтобы сработала противопожарная система, используется цепь датчиков, они имеют электрический привод, акустический, химический и другой анализаторы, которые при появлении дыма и при увеличении температуры включают систему тушения. Такая система существует, но она чрезвычайно сложна, требует электрического питания и, соответственно, ухода и больших расходов на содержание.

 

Моя же система имеет одноразовый аварийный клапан, который срабатывает при любом воспламенении в закрытой цистерне. Стоит воспламениться даже 10 – 15 литрам ГСМ, как пробка расплавляется, и инертный газ заполняет цистерну еще до того, как произойдет взрыв. Эксперименты на данную тему были проведены, результаты были получены вполне обнадеживающие. Заменить же одноразовый клапан может любой специалист средней квалификации, имеющий при себе разводной ключ. Такая система не требует наблюдения за собой, не требует электроэнергии, это, повторюсь, простейший одноразовый клапан. Кроме того, данная система позволяет не только сохранить емкость, в которой произошло воспламенение, но и автоматически сохраняет в нормальном состоянии нефть или нефтепродукты, которые в ней находятся.

 

Если произошло воспламенение, пожар будет потушен в течение 10 – 15 секунд, и пользоваться горючим из этой цистерны можно будет без ограничений. Кроме того, если данную систему немного модернизировать, то ее можно использовать в противопожарном оборудовании для подземных парковок. Обычно на таких парковках используется водоразбрасывающая система типа душа и углекислотные огнетушители. Но если воспламенение происходит внутри машины, а именно так в большинстве случаев это и случается, то водоразбрасывающая система, даже сработавшая непосредственно над машиной, пожар не потушит.

 

Потребуется приезд пожарных, которые разобьют стекла машины, зальют пеной и таким образом остановят пожар. Как правило, это происходит тогда, когда от машины остается уже обгоревший корпус. С другой стороны, если такую же емкость с инертным газом, с углекислым или с аргоном разместить в подземном паркинге, то можно сделать общую газовую магистраль, отводы от которой с помощью резиновых шлангов и прокладок можно будет подключать к любой припаркованной машине. Точно так же там будет стоять штуцер с легко плавящимся предохранительным клапаном.

 

Если случилось возгорание в машине, точно так же расплавилась канифоль или битум, углекислый газ заполнит все внутреннее помещение, и огонь погаснет в течение буквально пяти секунд. Максимум, что в этом случае придется сделать водителю, – это заменить пострадавшую обшивку на креслах. Могут сказать, что такая система требует капитальных вложений и ухода, но, судя по тому, что мы наблюдаем в сводках ДЧС о том, как происходят пожары, сколько гибнет машин, сколько страдает людей, один раз применим систему, и она сможет предохранить огромное количество нашего имущества от повреждения огнем.

 

Но для того чтобы данная система была внедрена повсеместно, нужно внести соответствующие изменения в строительные нормы и правила. Соответственно, аналогичную систему можно применять и в высотных зданиях, где в случае возникновения пожара производить свои действия сотрудникам противопожарных служб чрезвычайно сложно. Для тушения высотных зданий используются вертолеты, но они имеют небольшую грузоподъемность и не могут оказать решающее воздействие на огонь.

 

С другой стороны, если в подвале здания поставить цистерну со сжиженным углекислым газом и провести отводы в каждое помещение, поставить одноразовые плавкие клапаны, это позволит избежать огромных проблем, которые возникают при появлении пламени в высотных зданиях. Помните, что произошло в этой же самой девятиэтажке, где идет наш разговор? После действия противопожарных служб погибла оргтехника, были выведены из строя мебель и другое имущество, вообще были огромные убытки. А при использовании инертного газа для тушения практически все, что в помещениях находится, остается целым и может спокойно использоваться дальше. Мною разработан проект многоцелевой пожарной машины, оборудование которой прошло лабораторные испытания.

 

Такая машина может использоваться в течение 50 часов и тушит пожар семью способами: с помощью пара, воды, пароводяной смеси, пены и еще другими способами. Такой автомобиль, по моим расчетам, в четыре раза дешевле аналогичной машины российского производства, которая стоит 180 миллионов тенге за штуку. При этом массы средств ей хватает на 30 минут работы, и тушение она производит двумя способами. Кроме того, мою машину можно использовать и для других целей, например в авиастроении, при обработке взлетно-посадочных полос, для обработки корпусов самолетов при их обледенении, когда они находятся на земле.

 

Кроме того, Марат Аюбаев рассказал еще о нескольких своих проектах, касающихся улучшения экологической обстановки в промышленных зонах. Он предлагает усовершенствование дымоочистительной системы «циклон», которая с помощью завихрения в спиральных трубах производит очистку дымовых и топочных газов от пыли, взвеси и твердых остатков сгоревшего топлива. Улучшение данной системы – это введение всего нескольких дополнительных деталей, которые, в свою очередь, намного повышают процент очистки выходящих газов.

 

При использовании системы «циклон» и гидроочистки выхлопы получаются с наименьшим числом твердых частиц. Кроме того, такая система гораздо дешевле используемых фильтров для улавливания твердых частиц газа сгоревшего топлива. Помимо этого, он предлагает и увеличение КПД паровых котлов путем использования механических колосников в виде вращающегося барабана для сжигания твердого топлива на наших тепловых станциях. Общий список его предложений превышает два десятка, и, пожалуй, при описании их можно составить пухлую книгу.

 

Марат Аюбаев ко всем своим проектам прилагает расчеты и соответствующие выкладки, что позволяет даже при внешнем анализе понять, что его изобретения в случае внедрения принесут положительный эффект как с точки зрения экономии топлива, так и с точки зрения улучшения экологической обстановки. Есть у него и интересная идея использования биоэнергии, в частности отделение биомассы из сточных вод канализационных систем города Тараза. Звучит, может быть, и смешно, но огромное количество потенциального топлива ежедневно попадает на поля фильтрации.

 

Кроме того, такая система позволила бы, по словам Марата Аюбаева, намного быстрее и дешевле возвести систему очистки сточных вод в городе и получить возможность использования переработанной воды для хозяйственных нужд. Для нашего Тараза эта проблема стоит в полный рост, и очень хочется, чтобы на предложения изобретателя обратили самое пристальное внимание. А массовое использование биогаза, в свою очередь, позволяет решить многие проблемы создания энергетических систем малой мощности и для отдельных хозяйств, и для больших населенных пунктов.

 

В общем и целом, нужны эксперименты и научные разработки. Но мы-то прекрасно знаем, что самые замечательные изобретения могут быть похоронены в бюрократических лабиринтах и не принести никакой пользы. В общей сложности свои работы Марат Аюбаев предлагает уже более 20 лет, но пока что дальше экспериментов и изготовления моделей дело не продвинулось.

 

Юрий ЕФИМОВ, фото автора

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние новости

частники международного автопробега для газомоторных автомашин во вторник достигли города Тараза. В этом самом протяженном круизе приняли участие представители таких всемирно известных энергетических компаний, как российский «Газпром», китайский «СNPC»...
В преддверии празднования Дня города редакция газеты «Жамбыл-Тараз» при поддержке акимата города Тараза объявляет конкурсы. Прими участие и прославь... 1. В состязании юных художников «Мой сакральный Тараз» смогут принять участие дети, владеющие красками и кисточками. Им предстоит изобразить...
Все родители желают своим детям только лучшего, физическая подготовка и хорошее здоровье являются неотъемлемой частью такого счастья. Но занятия... Все на самом деле довольно-таки просто. На сегодняшний день по всей республике действует множество программ, поддерживающих спорт и...
Небывалым провалом завершились летние Азиатские игры для казахстанских спортсменов. Выступление 2018 года стало худшим за всю историю участия наших... Провалы начались еще до начала непосредственно соревнований. Одно из важнейших спортивных событий не транслировалось на казахстанских телеканалах. Ни...
Тараз готов к зиме – утверждают коммунальные службы. Прошлая зима деликатно напомнила всем нам, что полагаться на теорию глобального потепления пока рановато. Температуры января-февраля побили все...
Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Жамбылской области... Как сообщил на встрече с работниками СМИ директор филиала Сакен Исмайлов, ситуация с обеспечением региона голубым топливом следующая.
Сентябрь 2018
Mo Tu We Th Fr Sa Su
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Опрос

Каким вы находите cостояние дорог именно в вашем районе, квартале, на вашей улице? Заметили ли вы изменения в решении этой проблемы?

Состояние вполне хорошее. Заметны положительные изменения. - 15%
Состояние дорожного покрытия не удовлетворяет. Ремонтируют лишь центральные улицы. - 30%
Дороги оставляют желать лучшего. Кардинальных изменений не вижу. - 23.8%
Все, что покрыли сегодня, завтра опять потребует ремонта. - 31.3%

Total votes: 80
The voting for this poll has ended on: 30 Авг 2016 - 00:00