Актуальный выпуск газеты: № 15 (1407) 21 февраля 2018 года Архив номеров
 
ПОДПИСКА НА САЙТ 2018 рус

Солдат Великой Победы

 

13 Солдат великой победы1

 

Приближается очередная годовщина Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Очень немного осталось у нас ветеранов, свидетелей тех исторических событий, солдат, которые сумели победить самого страшного врага за всю человеческую историю. Тем более ценно общение с теми, кто дожил до наших дней и является живым свидетелем тех событий.

 

На днях, 10 февраля, 95 лет со дня рождения отпраздновал ветеран Великой Оте-чественной Михаил Петрович Гладченко, который живет в Таразе. Поздравить старого солдата с днем рождения и юбилеем прибыли к нему представители городского совета ветеранов – заместитель председателя Куляш Абдикешова и активисты совета Лина Абдрахимова и Турсын Бакеев. Совет ветеранов выделил для Михаила Петровича средства на подарок и денежную сумму ко дню рождения. Надо сказать, что ветеран, достигший столь впечатляющего возраста, остается в здравом уме и трезвой памяти, он до сих пор активен, живо общается с соседями, помнит всех своих друзей и многие события своей долгой и насыщенной жизни.

 

Родился украинец Михаил Гладченко в далеком 1923 году в селе Луговое Жамбылской области. До войны работал бригадиром механизаторов в колхозе «Восток». Уже в июне 1941 года подал заявление на призыв в армию, но попал на службу только в начале 1942 года. После трехмесячной учебной подготовки в 32-м стрелковом полку получил звание сержанта и был отправлен на фронт в седьмую противотанковую истребительную бригаду. Такие части ставились обычно на те участки фронта, где ожидались массовые танковые атаки врага, и они всегда находились в самом жарком месте. В октябре 1942 года бригада, где воевал Михаил Петрович, оказалась окруженной противником с трех сторон, и чтобы пробиться к своим, пришлось советским воинам идти на прорыв. Понеся тяжелые потери, они все-таки смогли соединиться с основными частями Красной Армии. Михаил Гладченко, будучи раненым в руку, находился в медсанчасти, но когда время дошло до прорыва, он поднялся в атаку вместе со всеми. Во время прорыва Михаил был еще и ранен в голову. За этот бой он получил медаль «За отвагу». Потом последовало лечение в Харьковском госпитале, и уже в звании старшины взвода он воевал в пятой роте 267-го полка 10-й стрелковой дивизии. И тут военная судьба отправила Михаила в еще одно страшное горнило войны, из которого далеко не всем его друзьям удалось выйти живыми. Десятая стрелковая дивизия участвовала в форсировании Днепра в октябре 1943 года. Именно на Днепре, одной из самых крупных рек Европы, гитлеровцы попытались после провала наступления под Курском создать так называемый Восточный вал, за которым они надеялись остановить наступление Красной Армии. Однако наступление советских войск на Левобережной Украине было столь стремительным, что, опередив врага, советские части в нескольких местах сумели форсировать реку и захватить на правом берегу Днепра обширные плацдармы. Естественно, немцы всеми силами пытались их ликвидировать, понимая, что Восточный вал будут прорывать именно здесь. Переправившиеся на другой берег советские части подвергались постоянным контратакам – до 10 раз в сутки! Стянув большие силы танков и мотопехоты, немцы пытались неоднократно сбросить советских воинов в Днепр. Для того чтобы удержать плацдармы, требовалось на них постоянно переправлять огромное количество боеприпасов, продовольствия и снаряжения и вывозить оттуда раненых. Вот именно переправами через Днепр туда и обратно и занимался уже лейтенант Гладченко.

 

– Девять раз я переправлялся через Днепр и обратно, – вспоминает ветеран. – И каждый раз это было настоящим адом. Немцы все время обстреливали и плоты, и катера, и шлюпки, любые плавсредства, которые шли через реку. А в том месте, где переправлялись мы, Днепр очень широкий – с одного берега еле видно другой. Тем более что у немцев на правом берегу обрыв высокий, а слева берег как раз низкий, и все хорошо видно сверху. Поэтому переправлялись в основном ночью, потому что днем это было просто невозможно. Немецкая авиация постоянно бомбила переправы, их артиллерия обстреливала и берег, и воду, и в общем это было ужасно. Однажды во время переправы возле нашей лодки взорвался снаряд, поднялась огромная волна, лодку перевернуло, и мы оказались в воде. А в октябре вода в Днепре очень холодная, да я еще в придачу не умею плавать! Честно говоря, в тот момент подумал: ну все, отвоевался! Так получилось, что весь наш груз пошел на дно, ушло туда и все мое имущество, но все-таки мне ребята помогли выплыть. Просто буквально чудом остался жив! Но потерял свою форму и оружие, утонули и мой моя медаль «За отвагу», и орден Боевого Красного Знамени, вот это была самая страшная потеря.

 

А еще через неделю во время очередной переправы рядом с Михаилом Гладченко разорвался снаряд. Сам не помнит даже момента взрыва, просто стало темно, и все. Очнулся через несколько дней только в госпитале.

 

– Пролежал я в госпитале ровно 100 дней, – продолжает Михаил Петрович, – пришлось по новой учиться ходить, много чему пришлось учиться заново. После этого меня комиссовали, и отправился я домой.

 

Израненный воин вернулся домой на станцию Луговая, где начал работать на железной дороге. Трудился как и все – для фронта и для Победы. Много лет проработал в военизированной охране, в общей сложности отдал железной дороге более 40 лет. В 1983 году вышел на заслуженный отдых. У него полная грудь орденов и медалей, но самые главные его награды – это два сына и дочь, а также двое внуков. У дочери он сейчас и проживает. По мере возможности Михаил Гладченко встречается со школьниками, бывает на различных мероприятиях и подает всем пример несгибаемого духа советского солдата, который смог перенести нечеловеческие испытания и выйти победителем в войне с нацизмом.

 

Мы поздравляем ветерана войны с его 95-летним юбилеем, желаем и дальше оставаться в строю, быть крепким духом, сохранять свое железное здоровье и подавать пример подрастающему поколению как надо любить нашу прекрасную Родину!

 

Юрий ЕФИМОВ, фото автора

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние новости

Память о погибших земляках навсегда останется в наших сердцах. Жамбылский русский драматический театр в дни памяти афганских событий показал спектакль «Пегий Пес, бегущий краем моря» по одноименной...
В прошлом году в специализированном центре обслуживания населения было зарегистрировано около 80 тысяч транспортных средств и выдано больше 30... День открытых дверей состоялся в специализированном центре обслуживания населения. В мероприятии участвовали первый заместитель председателя Таразского городского филиала партии...
Секрет победы на татами прост и складывается из уважения к сопернику, веры в себя, упорства в достижении цели и... Девушка на татами – зрелище уже привычное. Бесспорно, девушка в кимоно красива, а если она еще и может...
В боях на ринге участвуют более 210 спортсменов из сборных команд Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Республики Казахстан. Во Дворце спорта «Тараз-Арена» стартовал международный турнир по боксу среди молодежи, посвященный памяти мастера спорта СССР, заслуженного тренера...
В Таразе из 750 установленных приборов учета тепла используются по назначению лишь 162. О том, как складывается ситуация с отоплением, мы обратились в государственное коммунальное предприятие «Таразтрансэнерго, где на наши вопросы...
В зимний период областной центр исправно получает тепло и горячую воду. Январь нынешнего года наконец-то стал похож на зиму. Разумеется, морозы в 8 – 10 градусов кажутся сильными только...
Февраль 2018
Mo Tu We Th Fr Sa Su
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4

Опрос

Каким вы находите cостояние дорог именно в вашем районе, квартале, на вашей улице? Заметили ли вы изменения в решении этой проблемы?

Состояние вполне хорошее. Заметны положительные изменения. - 15%
Состояние дорожного покрытия не удовлетворяет. Ремонтируют лишь центральные улицы. - 30%
Дороги оставляют желать лучшего. Кардинальных изменений не вижу. - 23.8%
Все, что покрыли сегодня, завтра опять потребует ремонта. - 31.3%

Total votes: 80
The voting for this poll has ended on: 30 Авг 2016 - 00:00