Актуальный выпуск газеты: № 41 (1433), 18 мая 2018 года Архив номеров
 
ПОДПИСКА НА САЙТ 2018 рус

Кто кого, или Всегда ли клиент прав?

 

С середины 2016 года в Казахстане приняты поправки в Закон «О защите прав потребителей».

В наши дни отношения продавца и покупателя выходят на новый уровень. И те и другие должны знать свои права и обязанности при купле-продаже, а если возникают сложные вопросы, то решать их надо с помощью общественных объединений, занимающихся защитой прав потребителей, которых в нашем городе уже несколько.

 

Отрадно, что многие граждане стараются доказать свою правоту, если оказываются в ситуации ущемленного в своих правах покупателя. Таких непредвиденных ситуаций бесчисленное множество.

 

Про хлеб и шоколад...
К примеру, на днях я зашла в обычный магазин. Взяв в руки булку хлеба, хотела вложить в пакет, но совершенно случайно выронила ее, и та на глазах продавца кувырком улетела на два метра. Девушка категорически отказалась заменить хлеб и вызвала менеджера, которая тоже высказалась не в мою пользу. Для окончательного решения вопроса пришел владелец магазина и, выяснив, что товар еще не оплачен и выронила я хлеб на территории магазина не намеренно, а случайно, велел сотрудникам заменить на другой. В другой раз я купила в супермаркете «S’MALL» четыре плитки шоколада фабрики «Баян cулу». Расплатилась и одну из них тут же вскрыла. Плитка была покрыта белым налетом. Я обратилась к менеджеру, которая сказала, что за невскрытый товар она вернет деньги, а за распечатанный – нет.

 

– Если завтра покупателю станет плохо от этого продукта, то это будет ваша вина, а не производителя, – предположила я.
Менеджер тут же созвонилась с поставщиком, который согласился принять вскрытый некачественный товар. Подобные и более серьезные случаи встречаются на каждом шагу, поэтому необходимо знать, как при этом грамотно действовать.

 

С первым вопросом мы обратились к юристу агентства по защите прав потребителей «Ғасыр сапасы» Жанне Токкулиевой.

 

– По поводу упавшего хлеба хочу пояснить, что согласно статье 190 Гражданского кодекса риск случайной гибели или случайной порчи вещей переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, – сказала Жанна. – Поскольку купля-продажа не была достигнута сторонами, хлеб еще остается в собственности продавца, то за товар в этом случае потребитель не несет ответственности. Однако есть и обратная сторона этого кодекса. В соответствии с Гражданским кодексом, если имущественный вред причинен неправомерными действиями, то он подлежит возмещению клиентом в полном объеме. Покупатель освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине, к примеру, если товар реализуется без надлежащей и сохранной упаковки, если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками или другими товарами, из-за чего потребитель уронил или задел товар, который расположен на стеллаже неустойчиво, и, взяв одну банку, вы разрушили всю «конструкцию», если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар, поскользнувшись, если хлеб и хлебобулочные изделия хранятся навалом, вплотную со стенами помещений, без подтоварников и так далее.

 

Потребителю нужно помнить, что за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества он может понести уголовную ответственность по ст. 202 Уголовного кодекса РК, если повреждение имущества имеет значительный ущерб. Вместе с тем если уничтожение или повреждение чужого имущества совершено по неосторожности, но причинило крупный ущерб продавцу, то потребитель может понести уголовную ответственность по ст. 204 Уголовного кодекса РК. Опять же здесь нужно учитывать степень вины сторон. Поэтому каждому потребителю нужно обращаться предусмотрительно в отношении чужого имущества.

 

Закон и новые поправки
Говоря о правах и обязанностях потребителя и продавца, необходимо отметить, что с середины прошлого года в Казахстане приняты поправки в Закон «О защите прав потребителей», по-хорошему, он должен быть в каждой семье настольной книгой.
И вновь Жанна Токкулиева охотно дала пояснения к статьям закона и вошедшим в силу поправкам.

 

– Хочу отметить, что одной из важных обязанностей продавца является доведение до сведения потребителя полной информации о товаре (работе, услуге) на государственном и русском языках, – подчеркнула она. – Только на одном из этих языков информация считается не предоставленной. Эти условия указаны в ст. 25 Закона РК «О защите прав потребителей» и предусмотрены Законом РК «О регулировании торговой деятельности». Кроме того, об условиях реализации пищевой продукции потребители и продавцы могут узнать, ознакомившись с санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией». Каким требованиям должны отвечать услуги гостиниц, общежитий, бань, сауны, плавательных бассейнов, прачечных, химчистки, салонов красоты, указано в санитарных правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам коммунального назначения». Услуги ресторанов, кафе и столовых – в санитарных правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания». Приобретая каждую из этих услуг, потребитель имеет право требовать от услугодателя личную медицинскую книжку, которую тот должен иметь при себе.

 

В Закон «О защите прав потребителей» в апреле 2016 года были внесены изменения. По обновленным правилам теперь товар можно обменять или вернуть в течение 30 календарных дней с момента его приобретения, если проданный товар был с истекшим сроком годности, не соответствует требованиям, установленным техническими регламентами и нормативными документами, то есть бракованный или испорченный товар. Однако существует и другой момент, касающийся товара, который не понравился покупателю по ряду причин. Срок возврата такого неиспользованного товара остался в силе, как и прежде, – 14 календарных дней со дня покупки товара. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

 

Но следует помнить, что не все товары могут быть возвращены или подлежат обмену в течение 14 дней. Это непродовольственные товары, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, а также все, что продается метражом. Вернуть или обменять качественный товар можно при условии, если не подошли размер, форма, габариты, фасон, расцветка, комплектация товара и так далее.

 

Стоит всегда помнить о том, какую важную роль имеет товарный чек, без которого будет сложно вернуть или обменять товар. Однако факт покупки товара в случае отсутствия чека, помимо свидетельских показаний, можно подтвердить фотографиями и видеозаписью. В супермаркете или других торговых залах охрана теперь не имеет права запрещать вести фото- и видеосъемку. Вы можете свободно снимать товар и цены на свой мобильный телефон или другое устройство в соответствии с Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

 

Елена ПАК

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние новости

Аким Тараза провел рейд по основным магистралям областного центра. Развитие внутреннего и международного туризма в Жамбылской области, и в частности в Таразе, во многом зависит от состояния...
Вчера аким города Тараза Галымжан Абдраимов в зале заседаний акимата провел торжественное собрание по случаю чествования большой группы многодетных... – Уважаемые матери, бабушки, сестры! – обратился Г. Абдраимов по казахской традиции возрастного разграничения к участницам встречи. –...
Воспитанники ПСК «Тимур» в общекомандном зачете завоевали два первых места. Юные бойцы Жамбылской области вернулись с победой с очередных международных соревнований. В Ташкенте завершился ежегодный международный турнир по Джун-Ри-До таэквондо...
Нургиса Анарбек – чемпион Азии и трехкратный чемпион Казахстана. В нашем регионе стремительно развиваются боевые искусства, жамбылские бойцы славятся своими победами во многих из них. Недавно наши...
В Таразе из более 2500 пожарных гидрантов, установленных на водопроводных сетях, 381 остается неисправным. В последнее время Казахстан захлестнула волна проверок противопожарного состояния крупных торговых объектов. Причиной такой активности ЧС-служб стала трагедия...
АО «КазТрансГаз» провело первый этап конкурса «Yздiк маман-2018». В группе компаний АО «КазТранс Газ» дан старт традиционному конкурсу профессионального мастерства рабочих «Лучший по профессии». В этом...

Опрос

Каким вы находите cостояние дорог именно в вашем районе, квартале, на вашей улице? Заметили ли вы изменения в решении этой проблемы?

Состояние вполне хорошее. Заметны положительные изменения. - 15%
Состояние дорожного покрытия не удовлетворяет. Ремонтируют лишь центральные улицы. - 30%
Дороги оставляют желать лучшего. Кардинальных изменений не вижу. - 23.8%
Все, что покрыли сегодня, завтра опять потребует ремонта. - 31.3%

Total votes: 80
The voting for this poll has ended on: 30 Авг 2016 - 00:00