Актуальный выпуск газеты: № 50 (1390) 13 декабря 2017 года Архив номеров

ПОДПИСКА НА САЙТ 2018 рус
RUB = //-// EUR =//-// USD =//-//

Космическая гавань планеты

40 Космическая гавань планеты

Хотя еще совсем недавно оно было предметом гордости для сотен миллионов землян. Ровно 60 лет назад, 4 октября 1957 года, с космодрома Байконур отправился в полет вокруг планеты Земля первый в мире искусственный спутник. Советский Союз стал лидером в космической гонке и оставался им до конца своего существования. О том, какое это событие произвело впечатление на окружающий мир, рассказал в своем фундаментальном труде «Танец смерти» знаменитый американский писатель Стивен Кинг. В 1957 году он был ребенком, и однажды на просмотре фантастического фильма произошло ужасное событие. Фильм прервали, и…

«Мы сидели на стульях как манекены и смотрели на управляющего. Вид у него был встревоженный и болезненный. А может быть, это было виновато освещение. Мы гадали, что за катастрофа заставила его остановить в напряженный момент фильм, но тут управляющий заговорил, и дрожь в его голосе еще больше смутила нас.

– Я хочу сообщить вам, – начал он, – что русские вывели на орбиту вокруг Земли космический сателлит. Они называли его «спутник».
Сообщение было встречено абсолютным гробовым молчанием. Мертвое молчание кинозала вдруг было нарушено одиноким выкриком, не знаю, был ли это мальчик или девочка. Голос был полон слез и испуганной злости: «Давай показывай кино, врун!» Управляющий даже не посмотрел в ту сторону, откуда донесся голос. И поэтому это было хуже всего. Это было доказательство. Русские опередили нас в космосе. Где-то над нашими головами триумфально попискивает электронный мяч, сконструированный и запущенный за железным занавесом. Не Капитан Полночь, не Ричард Карлсон, который играл в «Звездных всадниках», – Боже, какая горькая ирония! – не смогли его остановить. Он летел, и они назвали его спутник. Управляющий еще немного постоял, глядя на нас, казалось, он ищет, что бы еще добавить, но не находит. Потом он ушел, и вскоре фильм возобновился».

Как человек в глубине души все-таки советский, я прочитал это откровение Стивена Кинга с большим удовольствием. Американский журнал «Fortune» впоследствии напишет: «Мы не знали, мы не ждали советского спутника, и поэтому он произвел на Америку Эйзенхауэра впечатление нового технического Перл-Харбора!».

Люди мечтали о полете в небеса, а тем более в космическое пространство очень давно. Первый полет на аппарате с помощью ракет описан в древнекитайских летописях еще якобы 5000 лет назад. Некий господин Ван Гун построил огромный змей, к которому были прикреплены 47 пороховых ракет. 47 слуг одновременно зажгли фитили, и… Ракеты взорвались, и от «космонавта» и его змея ничего не осталось. Вряд ли, конечно, это событие являлось действительностью, но, тем не менее, описание подтверждает мысль, что о полете с помощью реактивных приборов люди мечтали очень давно.

Если начать перечислять проекты всех реактивных электронных лучевых и прочих машин, с помощью которых человечество пыталось дотянуться до звезд или хотя бы выйти на орбиту своей планеты, то получится книга величиной с многоэтажный дом. Но, тем не менее, кое-что знать об этом нам необходимо, ведь именно Казахстан до сих пор является главной космической гаванью Земли, поскольку здесь располагается знаменитый космодром Байконур. Как часто любит шутить история, наиболее реальный путь к звездам был открыт в 1919 году, когда в Париже, точнее в Версале, была подписана знаменитая бумага, по условиям которой проигравшая в Первой мировой войне Германия лишилась права иметь многие элементы военной техники. А главное – авиацию, тяжелую и дальнобойную артиллерию. Как тогда считалось, без этих средств армии не представляют собой ничего серьезного, и «версальский» рейхсвер Германии действительно мог выполнять только полицейские функции. Но в Версальском договоре, в его военной части, не было ничего сказано о ракетном оружии! В то время оно все-таки оставалась элементом, скорее, фантастики, нежели технического прогресса. А вот в Германии подумали иначе. Воспользовавшись этой оплошностью победителей, германские военные начали активную разработку именно ракетного оружия, причем сразу по нескольким направлениям. В результате фактически прорыв в космос произвела именно Германия, но, правда, результатами этого воспользовались победители уже Второй мировой войны.

Здесь следует сделать небольшое отступление. Обычно источником какой-то гениальной идеи является какая-то работа, созданная теоретиком, ученым, непризнанным гением, который в конечном итоге оказывается прав. Что касается космической гонки, то этим человеком является Константин Эдуардович Циолковский – скромный преподаватель из города Калуги, который жил в конце XIX – начале XX века. Первая мысль возможности строительства космического корабля возникла у Циолковского в 1873 году, когда он в возрасте 16 лет проходил самообучение в Москве. Циолковский перебрал практически все известные схемы космических движителей – от электростатических до электроракетных. В 1883 году в своей работе «Свободное пространство» он пришел к выводу, что единственно возможным способом перемещения в пространстве, где практически не действуют ни силы тяготения, ни силы сопротивления среды, является способ, основанный на реакции отбрасываемых от данного тела частиц вещества, то есть реактивного движения. Главная заслуга Циолковского заключается в том, что он объединил техническую идею ракеты с темами космических полетов, создав теорию движения космических ракет. В 1903 году Циолковский опубликовал свой классический труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в котором впервые была научно обоснована идея осуществления космических полетов при помощи ракеты и даны основные расчетные формулы этого полета. В этой же работе было уделено большое внимание вопросу поиска наилучшего топлива для космической ракеты. Для конца XIX века находили применение лишь реактивные двигатели на твердом топливе – пороховые ракеты. Однако Циолковский доказал, что для ракет дальнего действия наиболее эффективным является двигатель, работающий на жидком топливе с окислителем, и дал принципиальную схему такого двигателя.

Для своего времени работы Циолковского казались оторванной от реальности фантастикой, но, как выяснилось позже, именно эти работы стали толчком для настоящего прорыва в космос. Впервые «Ракетное общество», на основании которого была создана первая в мире ракетно-космическая станция, появилось в Германии в 1923 году. Финансировать такое предприятие в эпоху послевоенного кризиса никто бы не стал, если бы военные не сделали вывод, что ракетная техника – дело многообещающее. В 1931 году в Германии на острове Пенемюнде в Северном море была создана небольшая опытная ракетная станция, где идеи Константина Циолковского начали по-немецки методично претворяться в жизнь. В октябре 1942 года человеку удалось впервые запустить искусственный летательный аппарат за пределы земной атмосферы на высоту свыше 100 км. Этим прорывом стала баллистическая ракета А-4, известная больше под названием Фау-2. Она обладала для своего времени неплохими тактико-техническими характеристиками, в чем печально убедились жители Великобритании, когда эти ракеты сотнями начали падать на их города. В это же время в Германии появился первый в истории ракетный истребитель «Мессершмитт-163 «Комета», развивающий скорость до 1000 км в час. Германия к концу войны совершила действительно огромный прорыв в ракетной технике (да и в ядерной сфере тоже – немцы стояли в полушаге от создания ядерного реактора и в одном шаге от создания атомной бомбы). Другое дело, что к великому для нас всех счастью, руководители Третьего рейха были технически близоруки и малограмотны, чтобы оценить эти возможности. Но как только война закончилась, началась война холодная, и наследство Третьего рейха бодро поделили между собой Соединенные Штаты Америки и СССР. Уже во время войны, судя по действиям немецких ракетчиков, в мире, без сомнения, убедились в том, что у ракет имеется огромное техническое, военное и практическое будущее.

В 1947 году в Советском Союзе с полигона Капустин Яр, что в Нижнем Поволжье, была впервые запущена баллистическая ракета Р-1, та же немецкая Фау-2, собранная из немецких же комплектующих. Советские ученые быстро сделали вывод, что немецкая модель, конечно, перспективна, но возможности ее развития далеко не исчерпаны. Ракетный полигон продолжал свою деятельность до тех пор, пока не стало ясно: требуется гораздо больше возможностей и территории для размещения технических средств. Кроме того, баллистические ракеты обладали довольно низкой для того времени технической надежностью, и нужно было разместить космическую базу в месте, где падающие и взрывающиеся, разным образом наносящие вред ракеты оказывались бы все-таки на ненаселенной территории. Для дислокации нового полигона НИИП № 5 (так первоначально назывался объект) был отведен значительный участок пустынной местности приблизительно посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана – Казалинском и Джусалы, около разъезда Тюра-Там Средеазиатской железной дороги. С декабря 1954 по май 1955 года в данной местности работала рекогносцировочная экспедиция, в состав которой входили десятки военных специалистов различных специальностей, строительные работы начались во второй половине 1955 года. Для дезориентирования вероятного противника были построены камуфляжные сооружения («ложный космодром») в Карагандинской области вблизи поселка Байконур. После старта космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту это название в открытой печати закрепилось и за настоящим космодромом – НИИП № 5.

В 1956 году первый запуск межконтинентальной баллистической ракеты с нового места показал, что полигон начал превращаться в настоящую испытательную ракетно-космическую станцию. Сейчас трудно себе представить массу технических организационных и технологических проблем, которые пришлось преодолеть советским ученым при создании первого искусственного спутника Земли и его ракеты-носителя. Пакетная схема баллистической ракеты Р-7 представляла собой на тот момент, пожалуй, самый простой способ запуска в космическое пространство искусственного спутника Земли. Собрано было, по разным данным, от трех до четырех экземпляров этой ракеты, из которой два являлись основными и два запасными. Сам спутник представлял собой небольшой металлический шар диаметром около 90 см и весом менее центнера. На нем находились комплекс измерительной аппаратуры и два радиопередатчика, которые работали от первых, на тот момент, литий-ионных батарей. После запуска Советский Союз объявил о том, что стал первой космической державой. И это было абсолютной правдой! Для того чтобы подтвердить этот факт, достаточно было указать точку на небе, где все желающие в вечернее и ночное время могли наблюдать летящий над планетой спутник. Видели они, правда, не сам спутник, он был слишком мал для этого, а орбитальную ступень ракетоносителя. Но это, в конце концов, было неважно. Десятки, если не сотни тысяч радиолюбителей настраивались на длину волны радиопередатчика искусственного спутника Земли и слушали знаменитый сигнал «бип-бип». Это простенькое звукосочетание стало символом технологического прорыва и фактом того, что человек вышел в космос. А через три с половиной года с того же Байконура на орбиту отправился «Восток» с Юрием Гагариным на борту.

Всему, о чем я написал выше, – что стало началом космической эры и чем нам следует гордиться, в школьном учебнике истории посвящена одна строчка. Поколение 90-х эту историю и историю вообще не знает вовсе. А нужно ли помнить об этом, если мы говорим о патриотическом воспитании молодежи и гордости за свою страну и народ, – вопрос риторический…