Актуальный выпуск газеты: № 59 (1451) 20 июля 2018 года  Архив номеров

рухани жангыру и пром революция рус

Восхождение к Абаю

 

32 Восхождение к абаю

 

Мое поколение воспринимает Абая уже через призму других писателей – и это прежде всего, конечно, Мухтар Ауэзов, который был всерьез увлечен творчеством Абая, досконально изучал его судьбу и все ее интересные моменты. Роман-эпопея «Путь Абая» знаком каждому школьнику. Знакомы, конечно, также и стихотворения Абая, и его знаменитые «Слова назидания», переведенные на многие языки. Но вот недавно я узнала, что об Абае довольно подробно пишет и дочь Мухтара Ауэзова Лейла Ауэзова. Просмотрела две ее книги – «Исторические основы эпопеи «Путь Абая» и «История Казахстана в творчестве М. Ауэзова». Обе богаты ссылками на отцовские рукописи и документы, собранные писателем для создания своих произведений, кроме того, есть и ее размышления по поводу характера Абая, его жизненного пути, его неповторимого творчества.

 

32 Восхождение к абаю2

 

Абай Кунанбаев родился в сложные, переломные времена, когда кочевая культура казахов постепенно уходила и образовывалось совсем новое государство на просторах степи. Да, он вырос в семье богатого степного правителя Кунанбая, но порвал со своей средой, стал выразителем народного протеста против косных устоев феодализма. Но Абай прежде всего не политик, он поэт. О предназначении поэта сам Абай в своих стихах сказал так:
Взглянет он зорче степного орла,
Струны раздумья в душе теребя.
Против невежества, против зла
Он обращает свой гнев, скорбя.
Эти стихи великого казахского поэта вспоминает Мухтар Ауэзов в главе «Народность и реализм Абая» в своей книге «Мысли разных лет» сразу же, чтобы читатель ясно мог видеть облик Абая. Лейла Ауэзова же в своих произведениях посвящает Абаю такие главы, как «Абай Кунанбаев и его среда», «Русские политические ссыльные – друзья Абая». Большой интерес здесь вызывают впервые вводимые в научный оборот воспоминания современников об Абае и его эпохе, записанные М. Ауэзовым.

 

Классика советской литературы – это, конечно, хорошо. Но больше всего, на мой взгляд, интересна в плане изучения Абая книга Николая Анастасьева «Абай: тяжесть полета» из серии биографий «Жизнь замечательных людей», изданная в 2008 году. Уже название вызывает недоверие и скептицизм: а почему тяжесть, а не легкость полета? Попробую пересказать содержание этого произведения в нескольких словах.

 

Абай Кунанбаев (1845–1904 годы) хорошо известен как основоположник казахской литературы, поэт-гуманист, соединивший в своем творчестве вековые традиции степных певцов жырау с влиянием российской и европейской культуры. Он был тонким лириком, глубоким мыслителем, сатириком, бичующим пороки современников. Впрочем, пороки эти у всех во все времена всегда одинаковы. Разве что с добавлением местного колорита и менталитета. Жизнь Абая была небогата внешними событиями, но была наполнена творческими исканиями, поисками новых форм, заочным диалогом с классиками Запада и Востока. Это «бытие в слове», выходящее далеко за пределы биографических подробностей, воссоздает в своей книге известный литературовед и писатель Николай Анастасьев. Его Абай – не только сын Великой степи, борющийся за просвещение и процветание своего народа, но и собеседник Пушкина и Гёте, Шекспира и Декарта, восточных поэтов Хафиза, Низами и других. Наравне с ними он полноправно входит в плеяду великих деятелей мировой культуры.
Из книги Анастасьева узнаем: перед смертью Абай написал стихотворение в прозе об одиноком засыхающем дереве в безлюдной и бездорожной степи. Он беспокоился о том, что он оставит потомкам, какой след в их памяти, поймут ли его последующие поколения. Он не мог воскликнуть как Державин или Пушкин: «Нет, весь я не умру!», он сомневался. Как оказалось, не зря. Уже в 1914 году семипалатинские власти организуют торжества, посвященные десятилетию со дня смерти Абая. Прошел музыкально-литературный вечер. А сборник его произведений, любовно подготовленный в печать Мухтаром Ауэзовым с подвижниками – учениками Абая Кокпаем и Шакаримом уже к 20-летию со дня смерти поэта, будет ждать своего часа еще с десяток лет. Почему? Слишком уж правдив в своих стихах Абай, а правды-то никто не любит. К тому времени уже поднимала голову советская бюрократия, и хотя чиновники всех наций одинаковы, они смерть как боялись впасть в национализм. Анастасьев пишет: «Абай – человек перелома, ему выпало жить во времена, когда рушился тысячелетний порядок степной культуры и завязывались новые отношения и новый устав жизни. Эта катастрофа, страшная и благодетельная в одно и то же время, запечатлелась в его духовном облике, в его поэзии и мысли, определив органический трагизм творчества». Вот почему «тяжесть полета». Да, памятники Абаю у нас в каждом городе, к ним не заросла народная тропа, но понят ли сам поэт до конца, его слово, его все время жгучая и зовущая к высотам духа мысль?..

 

Далее Анастасьев беседует в своей книге с Муратом Ауэзовым и Мухтаром Кулмухаммедом. Абай, с их слов, предстает и провидцем, суфием, наследником известных исламских деятелей, и целой религией. «Абай – это горизонт, который, приближаясь, постоянно отодвигается, дразня своей неуловимостью. Словом, Абай не остался в прошлом, он постоянно впереди, из своего далека он читает наши сегодняшние мысли, он смотрит на нас как бы со стороны, покачивая тяжелой головой, негромко говорит что-то. Надо уметь слушать», – говорит о поэте Мухтар Кулмухаммед. Абай видится из этой беседы и предвестником алашординцев. «Можно сказать, Степь в их лице отозвалась на Абаевы зовы, впитала Абаеву страсть, прежде всего страсть к просвещению», – говорит в книге Мурат Ауэзов. Еще Абай – философ и новатор, особенно по части новых форм стихосложения. До Абая в казахской поэзии было только два вида рифмы, не было восьмистишия и шестистишия, а сегодня это норма. «Абай – этнообразующая фигура. Прежде чем сложиться как историко-географическое и геополитическое понятие, казахская нация сформировалась как духовное единство, и в этом – безусловная заслуга Абая», – говорит далее в книге Анастасьева Мурат Ауэзов.

 

Можно добавить, что Абай – герой и гений на все времена. Познавая и открывая его творчество вновь и вновь, мы постигаем сами себя.

 

Лариса ГУБАШЕВА

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние новости

В городском акимате состоялось заседание комиссии по государственным символам при акиме города Тараза под председательством заместителя акима Кенжебека Олжабая. Вопросы правильного размещения государственных символов, таких как Герб, Флаг, Гимн, в расположениях государственных учреждений не сходит с повестки...
Общественные фонды Тараза совместно с волонтерами провели благотворительную акцию, в ходе которой помогли накрыть стол для огромного количества человек. Жарким летом жизнь в городе успокаивается. Люди все реже бегут по делам, все чаще оказываясь на теплых пляжах...
Заместитель руководителя управления физической культуры и спорта акимата Жамбылской области Нуржан Жолдасбеков на встрече с представителями СМИ рассказал о... В региональной службе коммуникаций Жамбылской области состоялась встреча заместителя руководителя управления физической культуры и спорта акимата Жамбылской области Нуржана Жолдасбекова...
«Неудача Англии», «Волшебство Гризманна» и «Триумф Дешама» в обзоре матча за третье место и финала чемпионата мира по футболу... Все волнующее рано или поздно заканчивается, и большой спортивный праздник под названием «чемпионат мира по футболу» тоже подошел...
Департамент агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции провел публичные слушания по новым ценам на природный газ. В областном центре на днях обсуждались планируемые цены на природный газ, на вопросы жителей и бизнесменов отвечали представители Жамбылского производственного...
В Таразе из более 2500 пожарных гидрантов, установленных на водопроводных сетях, 381 остается неисправным. В последнее время Казахстан захлестнула волна проверок противопожарного состояния крупных торговых объектов. Причиной такой активности ЧС-служб стала трагедия...
Июль 2018
Mo Tu We Th Fr Sa Su
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Опрос

Каким вы находите cостояние дорог именно в вашем районе, квартале, на вашей улице? Заметили ли вы изменения в решении этой проблемы?

Состояние вполне хорошее. Заметны положительные изменения. - 15%
Состояние дорожного покрытия не удовлетворяет. Ремонтируют лишь центральные улицы. - 30%
Дороги оставляют желать лучшего. Кардинальных изменений не вижу. - 23.8%
Все, что покрыли сегодня, завтра опять потребует ремонта. - 31.3%

Total votes: 80
The voting for this poll has ended on: 30 Авг 2016 - 00:00